Золотая Орда и хан Берке, или Джемаль ад-Дин Ибрагим

08.02.09 | Xurshid


http//photoload.ru/data/e1/7a/88/e17a886efc21fa45b9dca17c29dcf1.jpg

Золотая Орда и хан Берке, или Джемаль ад-Дин Ибрагим
Автор: Кайрат Бегалин
Язык:Русский


Золотая Орда и хан Берке, или Джемаль ад-Дин Ибрагим
Кайрат Бегалин

Берке был яркой исторической личностью. Сведения о нем содержатся не только в русских и арабских летописях. Китайские источники тоже уделили ему внимание. Однако всех средневековых авторов превзошел ал-Джузджани. Его сочинение «Насировы разряды» («Табакат-и-Насири») названо в честь султана Насир ад-Дина Махмуд-шаха I (1246 — 1265 гг.) и составлено в 1260 году. Часть этой книги посвящена хану Берке и больше походит на его жизнеописание в духе восточных рассказов, наполненных вымыслом.
Ал-Джузджани описывает жизнь золотоордынского правителя, начиная с младых ногтей. Такое внимание к Берке средневековый автор объясняет тем, что «из сыновей Джучи остался только этот один государь-мусульманин». На самом деле Берке был первым золотоордынским правителем, принявшим ислам. Ал-Джузджани приводит свою версию того, как это могло произойти и пишет: «Когда мать родила Берке-хана, отец его сказал: «Этого сына я сделаю мусульманином, найдите ему мусульманскую кормилицу, чтобы она обрезала его пуповину по-мусульмански и чтобы он пил мусульманское молоко, ибо этот мой сын будет мусульманином». Согласно этому указанию, пуповину его обрезала кормилица по мусульманскому обряду, и Берке пил её мусульманское молоко. По достижении им срока обучения и наставления собрали несколько мусульманских имамов и выбрали одного из них для обучения Берке Корану. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали, что его обучение Корану происходило в Ходженде, у одного из ученых благочестивцев этого города. По наступлении срока обрезания над Берке совершили этот обряд, а по достижении им возмужалости в войско его были назначены все мусульмане, находившиеся в стане Джучи-хана».
Последние сведения средневекового автора косвенно подтверждает то, что в своё время Джучи-хан передал в управление Берке южные области Дешт-и Кыпчака и западного Туркестана, где до монгольского завоевания господствовали мусульмане. Очевидно, из них и состояло войско Берке.
Далее ал-Джузджани сообщает, что после смерти Джучи «Бату относился к Берке с большим уважением и утвердил за ним командование армией, свиту и уделы».
Действительно, не вызывает сомнения, что Берке пользовался правами удельного правителя и даже посылал от своего имени посольства и заключал союзы с соседними странами. Об этом ал-Джузджани также сообщает в своем сочинении: «В 631 году(1) несколько послов Берке прибыли ко двору его величества Шемс-ад-дунья-ва-д-дина(2) и привезли с собою подарки. Так как этот царь ни под каким видом не открывал монгольским ханам ворот знакомства и приязни и послов их не допускал к себе, а удалял под удобным предлогом, то он отправил этих послов Берке в богохранимый город Каливар. Послы были мусульманами и каждую пятницу они присутствовали в соборной мечети Каливарской и совершали свои молитвы позади наибов автора этих «Разрядов» Минхадж-и-Сираджа; наконец, в царствование султанши Разии(3), когда автор этот, Минхадж-и-Сирадж, по прошествии шести лет прибыл из богохранимого Каливара в блестящую столицу Дели и был почтен милостью этой царицы, тех послов Берке также приказано было отправить из богохранимого Каливара в Каннудж и оставить там безвыездно, где они и умерли».
Как выясняется из «Насировых разрядов», Берке даже отправлял послов в «Столицу полумира» — город Багдад. Сам он тоже выезжал из своего удела. Свидетельством тому служат слова: «Берке решил посетить оставшихся в живых и умерших мусульманских святых и ученых. Он поехал из земли Кыпчакской в город Бухару, посетил их, вернулся восвояси и отправил доверенных людей к халифу. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывают, что он дважды или более облачался в почетные одежды, присланные ему халифом еще при жизни брата его Бату-хана».
Из сведений европейских авторов известно, что после великого западного похода Бату-хан назначил Берке наместником Северного Кавказа. По этому поводу Гильом Рубрук писал, что пастбища Берке находятся «по направлению к Железным воротам, где лежит путь всех сарацинов, едущих из Персии и Турции. Они направлялись к Бату и проезжали через владения Берке». Очевидно, он взимал с купцов высокую плату за проезд, поэтому «Бату приказал ему передвинуться с этого места за Итиль, к востоку, не желая, чтобы сарацины проезжали через его владения, так как это казалось Бату убыточным».
Во времена Бату-хана Берке играл не последнюю роль в политической жизни Монгольской империи. Он активно содействовал Мунке в борьбе за титул Великого хана. Уже тогда Берке имел личное тридцатитысячное войско, с которым Бату-хан отправил его в Каракорум для поддержания власти Мунке.
Оказанная услуга правителю Монгольской империи вполне могла сыграть свою роль при назначении Берке правителем Золотой Орды. Это был опытный политик и крупный военачальник. Ему хорошо были известны рычаги управления Золотой Ордой. При всем этом Берке обладал крутым нравом, был умен и коварен.
Благодаря арабскому автору ал-Муфаддалю сегодня мы даже знаем, как выглядел Берке. У него была жидкая бородка, широкое лицо желтого цвета. Волосы он зачесывал за уши, а в одном ухе у него висело золотое кольцо с ценным камнем. Хан был одет в шелковый кафтан, на голове – колпак. Он был опоясан золотым поясом из зеленой булгарской кожи, украшенный дорогими камнями. На ногах он носил башмаки из красной шагреневой кожи. На кушаке у Берке висели черные витые рога, покрытые золотом.
Берке был жестким правителем, и с конкурентами не церемонился. Расправившись с Буракчин-хатун, он женился на одной из 26 вдов Бату-хана и тем самым получил мотивацию для своих дальнейших действий. Абул-Гази Бахадур-хан в своем труде «Родословное древо тюрков» сообщает, что «Берке послал богатые дары к Великому хану Мунке». Тот принял их и утвердил третьего сына Джучи правителем Золотой Орды.
В мусульманском мире это назначение было встречено с радостью, и ал-Джузджани вписал в своё сочинение строку: «По благодати мусульманства перешли во власть Берке земли кыпчакские, саксинские, булгарские, саклабские и русские, до северо-восточных пределов Рума, Дженда и Хорезма».
Далее автор «Насировых разрядов» сообщает: «Все войско Берке состояло из 30 000 мусульман. Поэтому для них была установлена пятничная молитва. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что во всем войске его такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик с тем, чтобы при наступлении времени намаза заняться совершением его. Во всем войске никто не пьет вина, и при Берке постоянно находятся великие толкователи Корана, изъяснители хадисов, законоведы и догматики. У него много богословских книг, и большая часть его собраний и собеседований происходит с учеными. В его дворце постоянно идут споры относительно науки шариата. В делах мусульманства он чрезвычайно тверд и усерден».
Некоторые исследователи считают, будто Берке принял ислам после того, как он был назначен Великим ханом Мунке правителем Золотой Орды. Сомнения на этот счет вносят мусульманские авторы.
Из трудов ал-Омари и Элькалька-шанди выясняется, что Берке принял ислам еще до своего вступления на престол. Арабские историки Ибн Халдун, ал-Айни и другие добавляют к этому рассказу сведения о том, что в ислам Берке обратил глава суфийского ордена Кубрави известный бухарский шейх ал-Бахерзи. Когда он встречался с Берке, то заставил его простоять у дверей своей ханаки три дня, прежде чем принял его. Берке подавил в себе чувство униженного достоинства и этим доказал всему мусульманскому миру своё преклонение перед авторитетом ислама.
Вот как арабский историк XIV века Ибн Халдун описывает эту встречу: «Берке принял ислам от Шемс ад-Дина ал-Бахерзи, из числа учеников последователей Неджмеддина Кубра. Ал-Бахерзи жил в Бухаре и послал к Берке предложение принять ислам. Берке стал мусульманином и отправил к ал-Бахерзи грамоту с предоставлением ему полной свободы делать в прочих его владениях все, что он пожелает. Но ал-Бахерзи отказался от этого. Тогда Берке сам отправился в путь для свидания с ним, но ал-Бахерзи не позволил ему войти к нему до тех пор, пока его не попросили об этом его приближенные. Они выхлопотали Берке позволение войти. Он вошел, снова повторил обет ислама, и шейх обязал его открыто проповедовать магометанство».
В связи с распространением идей ислама в Золотой Орде того времени упоминает и Утемиш-хаджа. Он занимал должность секретаря Ильбарс-хана, правителя Хорезма. То есть ему были известны некоторые подробности истории Золотой Орды. В своем труде «Чингиз-наме» летописец сообщает: «Когда Берке-хан был направлен на престол с благословения шейха из Бухары, то, пока он шел из Ургенча до Сарайджука, вокруг него собралось 500 человек его духовных приверженцев, а после Сарайджука вокруг него уже было 1500 человек знатных людей, поддерживающих его веру».
Иными словами, в Сарайджуке к Берке примкнуло в два раза больше мусульман, чем на всем пути до него. Выходит, уже тогда в этом городе существовала влиятельная мусульманская община. Необходимо также обратить внимание, что речь идет о «знатных людях». То есть вся аристократическая верхушка города Сарайджука поддержала Берке-хана.
Крупные мусульманские общины были и в столице Золотой Орды — городе Сарай-Бату, а также в Булгаре и на Северном Кавказе. Именно они стали опорой власти Берке. Его возвышение произошло в то время, когда тумены Хулагу громили мусульманский Восток.

* * *


В ноябре 1257 года монголы начали наступление на Багдад, призвав на помощь армии вассальных княжеств Армении и Грузии, а также тюркские отряды. Интересно, что действия Хулагу мало чем отличались от военных кампаний времен Чингис-хана.
Армия Хулагу наступала по широкой дуге с севера и востока. Местное население спасалось бегством, ища защиты за стенами Багдада. В январе 1258 года монголы взяли город в плотное кольцо, доведя количество беженцев внутри него до максимума. Всего лишь месяц спустя «Столица полумира» была взята штурмом и отдана воинам на разграбление. В течение пяти дней пришлые кочевники из гобийской пустыни бесчинствовали в самом сердце мусульманского мира — городе Багдаде. Они опустошили мусульманские святыни и гробницы. Последний халиф из династии Аббасидов был взят в плен и казнен.
Армянский историк Григор сообщает, что главу мусульман три дня продержали без пищи и воды, а затем подвели к груде сокровищ и приказали ему есть их. Пока тот ел, Хулагу ругал халифа за жадность, которая не позволила тому нанять за все его богатства сильную армию, чтобы спасти жителей и город.
Описывая взятие Багдада, другой летописец Киракос добавляет: «сыну своему Хулагу приказал умертвить одного из сыновей халифа, а другого велел принести в жертву реке Тигр: она, по его словам, не согрешила против нас, но содействовала нам при наказании нечестивых».
Ал-Джузджани тоже добавляет к их рассказам: «Хулагу забрал все сокровища багдадские, исчисление и счет которых не могут быть начертаны пером и не поддаются человеческому определению. Из денег, драгоценных камней, редкостей и дорогих украшений он все увез в свой лагерь. Кое-что в виде подарка и доли отослал Берке, мусульманину, а часть утаил. Люди, заслуживающие доверия, рассказывали следующее: то, что дошло до Берке, последний не принял, умертвив послов Хулагу. По этой причине возникла вражда между Берке и Хулагу».
Об этой вражде сообщают и другие средневековые авторы. Они даже приводят в своих трудах высказывания главных участников этого конфликта. Например, Хулагу говорил: «Берке-хан хоть и старший в роду, он не знает ни стыда, ни совести. Разговаривает со мной грубо, пренебрежительно. Я теперь никогда не буду его поддерживать». Берке-хан тоже ругал Хулагу: «Он разрушил все города мусульман, не разбирая, где враг, а где друг, убивал всех членов семьи мусульманских правителей. С божьей помощью я заставлю его ответить за невинно пролитую кровь».
Однако гнев Берке обрушился на мирных жителей. Хулагу был христианином и пролил кровь мусульман, очевидно, именно Берке устроил резню христианской общины в городе Самарканде. Автор «Насировых разрядов» подробно описал эту кровавую историю под весьма характерным подзаголовком «Рассказ о мусульманском благочестии Берке».

Суровый царь Берке, или Джемаль ад-Дин Ибрагим


После самаркандской резни Берке-хан решил организовать новую перепись населения в русских княжествах. Он прислал к великому князю Александру Невскому своих людей. Русские летописи называют их «численниками» и «писцами», а также добавляют: «И часто разъезжают окаянные по улицам, описывая дома христианские». Согласно Лаврентьевской летописи, «численники поставили десятников, сотников, тысяцких и темников».
В 1259 году новгородцы встретили восстанием перепись, организованную Берке-ханом. В том же году темник Бурундай совершил поход на Русь, а затем пошел в Польшу. После этого карательного рейда русские летописи охарактеризовали хана Берке как сурового правителя, требовавшего от подчиненных беспрекословного повиновения.
Тем временем на востоке Великий хан Мунке возглавил очередную военную кампанию против китайской империи Сун. Своим участием он обеспечил решительные победы монголов. От окончательного поражения империю Сун спасла лишь внезапная смерть Мунке в августе 1259 года. Он умер от дизентерии во время эпидемии этой болезни в провинции Сычуань.
Вскоре черная весть дошла до ал-Джузджани, и он добросовестно упомянул о ней в своем сочинении: «В 658 году (4), в котором окончены были эти «Разряды», некоторые лица, прибывшие из стран хорасанских, сообщили, что Менгу отправился в ад, что во всех городах Востока и Запада, равно как в землях Ирана, Мавераннахра и Хорасана, в хутбе произносили имя Берке-хана и что султану этому дали прозвище Джемаль ад-Дин Ибрагим, а богу лучше известна суть дела».
Смерть Мунке спасла от разорения не только китайскую Сунн, но и Сирию. Тумены Хулагу были готовы выступить в поход, но ему пришлось срочно выехать в Каракорум на курултай для избрания нового Великого хана. Командование армией принял на себя нойон Кетбуга. В 1260 году он захватил города Алеппо и Дамаск.

* * *


Пока на мусульманском Востоке воины Хулагу разрушали города и грабили мирное население, в Золотой Орде был построен новый городок, который позже вырос в средневековый мегаполис и стал второй столицей Золотой Орды. В истории он известен под названием Сарай-Берке, что означает «Дворец Берке», и сегодня его развалины находятся близ города Волгограда.
Описания ал-Омари и Ибн Баттуты позволяют нам представить этот оживленный и большой ремесленно-торговой город. Раскопки археолога Терещенко не только подтвердили известия мусульманских авторов, но и добавили к ним много новых данных. Согласно этим материалам, Сарай-Берке в период своего наивысшего расцвета имел стотысячное население.
Арабский историк Ибн Халдун также писал: «Берке распространил ислам между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними». Действительно, Берке-хан был первым из золотоордынских правителей, привлекавшим представителей кочевой знати к исламу. Он заметно расширил связи Золотой Орды с богатыми рынками мусульманского Востока, откуда приезжали ремесленники, купцы, художники, литераторы, ученые и другие представители мусульманской интеллигенции.

* * *


Берке-хан зорко следил за тем, что происходило в Монгольской империи. В мае 1260 года Великим ханом был провозглашен Хубилай, брат покойного Мунке-каана. Новый правитель Монгольской империи перенес главную ставку в город Ханбалык (Пекин), где принял титул Чжунтун («Срединный правитель»). По сути дела, этот шаг превратил его из всемонгольского хана в китайского императора.
На этом основании Берке-хан отказался признать законность правления Хубилая и решил выйти из-под его подчинения. Началось противостояние монгольской знати, которая не без оснований считала, что Хубилай отдавал предпочтение китайскому образу жизни.
В июне 1260 года противники Хубилая провозгласили его младшего брата Арик-Бугу Великим ханом. Это вызвало смуту, и в Монгольской империи вспыхнула междоусобица. Борьба за власть развернулась между младшими братьями покойного Мунке — Хубилаем и Арик-Бугой. Оба они были провозглашены каанами. Правда, один правил в Каракоруме, а другой в Хан-балыке. Эта борьба ослабила Монгольскую империю.
Хан Берке поддержал Арик-Бугу и развернул политическую кампанию по выходу Золотой Орды из состава Монгольской империи. В то же самое время из мрака забвения на историческую сцену вышли потомки Чагатая и Угедэя, игравшие при Мунке-каане второстепенную роль. Они воспользовались смутой и вернули свои прежние владения, вследствие чего Джучиды потеряли влияние в Мавераннахре и покинули его пределы со всеми своими военными отрядами и чиновниками.
1260 год считается годом начала распада Монгольской империи. В то время она состояла из пяти Улусов, носивших имена потомков Чингис-хана:
1. Улус Толе, больше известный под названием империя Юань;
2. Улус Угедэя;
3. Улус Чагатая;
4. Улус Джучи, известный как Кыпчакское ханство;
5. Улус Хулагу, названный позже государством Хулагуидов.
Когда в Монгольской империи вспыхнула междоусобица, Улусы начали проводить свою политику и стремиться к самостоятельности. Интересно, что некоторые арабские авторы в своих сочинениях именуют Золотую Орду тех лет «Дешт-и Берке», буквально — «Страна Берке». Вероятно, причиной тому послужило то обстоятельство, что в лице правителя этой державы они видели единственного спасителя веры. Ведь мир ислама переживал глубокий кризис.
Крестовые походы и наступавшая с востока армия Хулагу создали реальную угрозу полному крушению магометанской веры, а хан Берке в то время был самым могущественным правителем, исповедовавшим ислам.
Однако спасение миру ислама пришло не из Золотой Орды, а с берегов Нила, когда на историческую сцену вышла каста тюркских воинов. Им удалось подхватить знамя «священной войны» из слабеющих рук айубидской династии и увлечь мир ислама вслед за собой. Они установили господство новых правителей, которые вошли в историю под именем «мамлюки», а созданная ими империя была названа «Дулат аль-Аттюрк», что означает «Империя тюрков».
Возвышение мамлюков сыграло важную роль в мировой истории. Вместе с тем это событие способствовало установлению связей мусульманского Востока и Золотой Орды, что обеспечило их выживание.

Мамлюки


Монгольские тумены неумолимо подступали к границам Египта, ставшего в то смутное время последним прибежищем для многих правоверных. Хан Хулагу отправил в Каир послов. Они доставили султану Кутызу письмо, где говорилось: «От имени царя всех царей, покорившего Восток и Запад — Великого хана, посланника Творца, создавшего Землю и Небо! Малик Кутыз и вы эмиры государства, жители Египта и его окрестностей, знайте, что мы – воины Всевышнего на этой Земле, созданные его могуществом! Мы даруем свободу только тем, кто покорится Великому хану. Чтобы избежать нашей жестокости, вы должны учиться на чужих ошибках. Покайтесь же и сдайтесь нам, пока не раскрылись все ваши тайны!»
Кутыз был взбешен. Он приказал разрубить пополам посла, зачитавшего это письмо. Другие пятнадцать монгольских послов тоже были казнены. Лишь одному из них сохранили жизнь, чтобы он сообщил об увиденном хану Хулагу.
После расправы над послами война стала неизбежной. Монгольская опасность примирила две враждовавшие до этого мамлюкские группировки. Одну из них возглавлял султан Кутыз, другую — влиятельный эмир Бейбарс. Они заключили между собой соглашение, согласно которому в случае успеха Бейбарсу должен был достаться в управление город Алеппо. На этих условиях мамлюки объединились и выступили в поход.
Противники сошлись на поле брани в местечке Айн-Джалут в окрестностях палестинского города Назарет. Эмир Бейбарс возглавил левое крыло мамлюкской армии, эмир Бахадур — правое, а султан Кутыз занял центр.
В то время хан Хулагу уже выехал в Каракорум на похороны Великого хана Мунке. Войско возглавил опытный полководец нойон Кетбуга. Он пользовался большим авторитетом среди монгольских военачальников как завоеватель Персии и Ирака. О его храбрости слагали легенды.
Армия Кетбуги состояла из тумена монгольских всадников, а также четырех тысяч армян и грузин под командованием киликийского царя Хетума и его зятя правителя Антиохии Боэмуна. Ранним утром 3 сентября 1260 года над землей разлетелась барабанная дробь, и две армии ринулись друг на друга, но уже на закате солнца монголы потерпели сокрушительное поражение. Кетбуга сражался до последнего. Упав с коня, он был взят в плену. Нойону отрубили голову, насадили на копье и пронесли по улицам Каира, затем её вывесили на городских воротах для всеобщего обозрения.
Победа египетских мамлюков остановила экспансию монголов на мусульманский мир. После сражения при Айн-Джалуте Кутыз получил прозвище «Неустрашимый защитник ислама». Победа над монголами укрепила его авторитет, и он не пожелал разделить славу с эмиром Бейбарсом, который так и не получил обещанный ему город Алеппо.
Тогда Бейбарс решил действовать иначе. Его поддержали мамлюкские эмиры Илмуддин Анас, Илмуддин Санглы и Сейфуддин Балапан. 22 октября Кутыз остановился в местечке Кусаир на побережье Красного моря между Сирией и Египтом. Отправив большую часть своей свиты в Каир, сам султан в сопровождении небольшого отряда и группы заговорщиков выехал на охоту.
24 октября 1260 года во время охоты в пустыне эмир Бейбарс попросил Кутыза подарить ему одну из захваченных в плен женщин. Султан милостиво согласился. В знак благодарности Бейбарс склонился, чтобы поцеловать руку правителя — это был условный сигнал заговорщикам.
Как только Бейбарс ухватил руку Кутыза, эмир Анас взмахом сабли тут же снес правителю голову. В доказательство преданности общему делу, заговорщики расстреляли бездыханное тело Кутыза из луков. Ночью они выступили со своими отрядами во дворец султана.
По сообщению ал-Макризи, в этом походе участвовали отряды Бейбарса, Бектута, Бахадара и Анаса. В дороге их встретил атабек мамлюкского войска Актай. Он был соратником Бейбарса. В своё время они плечом к плечу сражались против крестоносцев.
Бейбарс рассказал Актаю о случившемся, и тот поддержал будущего правителя Египта. Вместе они отправились дальше и добрались до Каира. В крепость выехал эмир Айтемир на переговоры с визирями. Он сообщил им, что Кутыз убит, а все воины объединились вокруг Бейбарса и уже принесли ему присягу. Визири передали крепость и казну в руки Бейбарса. В доказательство верности они тоже присягнули новому правителю, скрепив свою клятву соответствующим письменным документом.
Девятнадцатого числа месяца зу-л-хиджа 658 года хиджры, то есть в понедельник вечером 23 октября 1260 года Бейбарс занял трон Мамлюкского султаната под именем аль-Мелик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарс ал-Бундукари. Вслед за этим событием к правителям городов Химс, Хама, Сихиди, Моусил, Алеппо, а также других мелких крепостей были направлены гонцы с сообщением о смерти Кутыза и возведении нового султана.
Первым делом Бейбарс повел свою армию в Сирию, где дважды разбил монголов и вступил победителем в Каир через ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы). Мамлюки прошли в торжественном шествии до ворот Баб аз-Зувейла. На всем пути ликующие толпы осыпали солдат золотыми и серебряными монетами, а самого Бейбарса народ удостоил почетного прозвища «Абуль Футух», что означает «Отец победы».
Бейбарс предложил 1300 пленным монголам принять мусульманство и таким путем сохранить жизнь. Они согласились и после обряда обрезания влились в мамлюкскую армию.
В 1261 году Бейбарс в торжественной обстановке провозгласил халифом одного из уцелевших членов династии Аббасидов — аль-Мустансира. Султан принес клятву верности (байа) новому халифу, приказал упоминать его во всех пятничных молитвах и чеканить на монетах имя главы мусульманской уммы.
В свою очередь Бейбарс был провозглашен султаном Египта, Сирии, Хиджаза и Йемена, а также всего, чем он «овладеет в ходе будущих завоеваний». По сути дела, это было не просто официальным признанием его прав на захваченные земли, но и программой дальнейших действий.
В обнародованном документе подчеркивалась обязанность султана вести священную войну с неверными, строить крепости и создавать флот. Но главное заключалось в том, что Бейбарса объявили главой всего исламского мира. Он обладал таким огромным авторитетом, который позже позволил историкам назвать его «защитником мусульманской веры». По этому случаю состоялись пышные торжества, народ гулял и веселился.

Союзники


1261 год был богат на праздники, они происходили не только в мусульманском мире. В монгольской империи Великий хан Хубилай признал за Хулагу завоеванные им земли, и он был удостоен титула иль-хан (хан племен). Кроме Персии в состав его владений вошла территория Закавказья.
В Византийской империи произошла смена власти. 25 июля 1261 года никейские войска взяли Константинополь, пользуясь тем, что основные силы крестоносцев были в походе. Месяц спустя Михаил Палеолог торжественно въехал в Константинополь, где прошла его коронация. Так началась новая эра этого государства.
В том же году в столице Золотой Орды — Сарай-Бату была учреждена православная епархия. Епископ Митрофан, утвержденный русским митрополитом Кириллом III, стал епископом Сарайским и Переяславским. Однако не прошло и года, как хрупкий мир был нарушен. На Руси «татарские данщики» были изгнаны из Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля и других городов.
Пока Великий князь Александр разъезжал по своим владениям, усмиряя народ, Берке-хан вмешался в дела императора Византии Михаила Палеолога на Балканах. По просьбе болгарского хана Константина Теша, войско Золотой Орды совершило налет на владения Византии, которая поддерживала иль-хана Хулагу.
Затем Берке-хан решил присоединить к своим владениям Азербайджан, где находились богатые пастбища. Для зимовок особенно хороша была Муганская степь в низовьях реки Куры, а для летовок — склоны гор Карабага. Кроме того, Азербайджан славился ремесленной промышленностью, преимущественно текстильной. Эти земли Берке требовал от Хулагу в качестве своей доли за участие золотоордынских воинов в войне с Багдадским халифатом. Переговоры ни к чему не привели, и тогда вспыхнула война.
Граница между владениями Берке и Хулагу пролегала по линии Кавказского хребта близ Дербента, где произошли первые столкновения. Золотоордынцы оттеснили врага к югу. С тех пор война между Золотой Ордой и государством Хулагуидов продолжалась с перерывами в течение почти целого столетия. Все крупные сражения были подробно описаны арабскими и персидскими авторами, о них часто упоминают и армянские источники.
В то время в войске Хулагу находились подданные Берке, принимавшие участие в походе на мусульманский Восток. Именно на них отыгрался Хулагу за поражение на Северном Кавказе. Золотоордынские воины во главе с Сараган-нойоном бежали к султану Бейбарсу.
Население Каира с любопытством взирало на шествие беженцев, которые следовали ко двору мамлюкского правителя под своим войсковым знаменем. Султан Бейбарс тепло принял их, и это положило начало дружбе Мамлюкского султаната и Золотой Орды.

* * *


В 1262 году султан Бейбарс решил отправить к хану Берке посольство. Личный секретарь мамлюкского правителя Ибн Абеззахр был составителем письма к Берке-хану, о чем арабский летописец сделал запись в документах Мамлюкского султаната. С его слов, в этом письме Бейбарс «подстрекал Берке против Хулагу, возбуждал между ними вражду и ненависть. С принятием Берке-ханом ислама ему в долг вменяется воевать с неверными, хотя бы они были его родичами. Ведь и Пророк — над ним благословение Аллаха и мир — сражался со своими соплеменниками-родичами. А в войне с курейшитами ему было повелено самим Аллахом биться с врагами до тех пор, пока они не скажут: нет божества, кроме Аллаха. Ислам не состоит только в одних словах — священная война есть одна из главных его опор».
Словом, Бейбарс дал понять Берке, что он считает иль-хана Хулагу врагом ислама и готов совместными силами разгромить его наголову. Письмо было отправлено с посольством во главе с эмиром Кушербеком, о котором богослов и историк Маджуддин говорил, что он «хорошо знает народы и языки». Этот эмир некогда был камердинером хорезмшаха Мухаммеда и хорошо разбирался в тонкостях средневековой дипломатии. В состав посольства был включен также и Сараган-нойон.
По словам египетского автора XIV века Рукн ад-Дина, султан Бейбарс «изготовил для Берке в подарок всяческие прекрасные вещи: священную книгу мусульман, писанную, как говорят, самим халифом Османом, сыном Аффана; разноцветные подушки и ковры для молитвы; венецианские ткани и левантские платья; ковры из кож с навесами и из шкур; мечи калджурские с насечками; позолоченные булавы; франкские шлемы и позолоченные латы; крытые фонари; шандалы; механизмы с футлярами, светильники двойные с лакированными подставками; седла хорезмские; уздечки — все это с инкрустацией из золота и серебра; луки с кольцами, луки для метания ядер и луки для метания нефти; копья камышовые и дротики; стрелы в ящиках; котлы из змеевика; позолоченные лампады на серебряных позолоченных цепочках».
В ноябре 1262 года послы султана Бейбарса добрались до Константинополя и отправили гонца к правителю мамлюков с вестью о том, что посольство благополучно двинулось дальше. В столице Золотой Орды они встретили теплый прием, который Ибн Абеззахр описывает в своем труде. Согласно его сведениям, ставка золотоордынского правителя стояла на берегу реки Итиль.
Сам Берке-хан сидел в большом белом шатре из войлока, покрытом шелковыми тканями. Шатер вмещал около 100 человек. Вдоль войлочных стен стояли скамьи, где находились 50 или 60 золотоордынских эмиров. Сам хан восседал на троне, рядом с ним была его жена. Послание мамлюкского правителя Берке-хан велел зачитать своему везирю, о котором упоминает арабский летописец ал-Мефаддаль. Он даже называет его имя — Шереф ад-Дин ал-Казвини и отмечает, что «он хорошо говорил по-арабски и по-тюркски».
Далее Ибн Абеззахр сообщает, что «письмо султана было написано по-тюркски. Татары обрадовались этому». Следует заметить, что вообще вся дипломатическая переписка Мамлюкского султаната велась на тюркском языке, а свою страну сами мамлюки именовали Империей Тюрков (Дулат аль-Аттюрк). Словом, на этом этапе переговоров султан Бейбарс и Берке-хан нашли общий язык.
Правители мусульманских стран давно уже пытались установить связи с могущественным ханом Золотой Орды. Первому из них это удалось сделать не менее могущественному султану Бейбарсу. Ответное посольство Берке-хана миновало Александрийский порт в 1263 году и оттуда направилось в Мамлюкский султанат.
Первое посольство Золотой Орды состояло из 1000 человек. Такую представительную делегацию в Каире встречал весь город. «Не осталось ни одного жителя Каира и Мысра, который бы не вышел навстречу. Был этот день великий!» — пишет по этому поводу арабский историк ан-Нувейри. С тех пор в течение двух столетий Каир и Сарай обменялись примерно 50 посольствами.
Письмо хана Берке было торжественно зачитано в мамлюкском дворце и встречено с радостью. Он выражал благодарность Бейбарсу за спасение золотоордынских подданных, а также просил помощь в борьбе с Хулагу. «Я и мои четыре брата бились с ним, чтобы восстановить ислам в прежних пределах, отомстить за смерть имамов, — писал Берке хан. — Надо преградить дорогу Хулагу. Прошу, направь своё войско к Евфрату».
Очевидно, хан Берке рассчитывал пробиться в Месопотамию и серьезно готовился к этому походу. Он даже вызвал Великого князя Александра Невского и потребовал от него прислать на войну русские дружины. Однако князь Александр так и не смог привести воинов. После беседы с золотоордынским правителем он отправился домой, но в пути заболел и 14 ноября 1263 года Александр Невский скончался.

Война


Первое крупное сражение между Хулагу и Берке произошло в 1264 году недалеко от левого берега реки Кура и окончилось оно полной победой золотоордынского войска. По словам Ибн Васыля, всё поле битвы было усеяно трупами. Увидев эту картину, Берке произнес: «Да посрамит Аллах Хулагу, этого, погубившего монгольскими мечами самих же монголов. Если бы мы действовали с ним сообща, то покорили бы всю землю».
Потерпев поражение в битве на реке Кура, хан Хулагу выместил злобу на золотоордынских купцах, торговавших в его владениях. По словам персидского историка Вассафа, Хулагу отдал приказ, чтобы всех «купцов Берке» казнили, а их имущество отобрали в его казну. Многие из купцов хранили деньги и ценности у знатных горожан Тебриза. После их истребления все их богатства остались в руках держателей вкладов. В ответ на эту расправу Берке тоже казнил в Золотой Орде всех «купцов Хулагу».
Торговые отношения между Золотой Ордой и государством Хулагидов были прерваны. Караванные дороги опустели, мастера и ремесленники прекратили работу, не имея возможности продавать свой товар. Выражаясь языком средневекового автора, «шайтаны вражды выпрыгнули из бутылки времени».
Между тем чагатайский хан Алгуй повел войну с Золотой Ордой за Хорезм, а на Руси после смерти Александра Невского вспыхнула междоусобица. Несколько месяцев спустя Великим князем стал его брат Ярослав III Ярославич Тверской.
Вместе с тем активизировался и султан Бейбарс. Он организовал подготовку второго посольства в Золотую Орду. Египетский летописец сообщает, что на этот раз среди подарков мамлюкского правителя были чернокожие слуги и прислужницы-поварихи, быстроногие арабские скакуны и нубийские верблюды, ходкие вьючные животные, а также обезьяны и попугаи. Арабский историк ал-Муфаддаль к этому списку добавляет еще жирафа, ослов египетских и других диковинных зверей.
Мамлюкское посольство возглавили муфтий шариф Имадуддин и эмир Аккуш. В то время, когда они выехали в путь, золотоордынское войско готовилось к набегу на Византию. Повод для этого дал оказавшийся в плену у императора Михаила Палеолога сельджукский султан Изедин. Спасаясь от воинов Хулагу, он бежал в Константинополь и был задержан там. Султан Рукнедин просил императора освободить его брата из плена, но получил отказ. Тогда Рукнедин обратился к Берке-хану.
Вместе с тем Византия вытеснила из Македонии болгар, которые на протяжении многих лет исправно платили дань Золотой Орде и были её вассалами. На этом основании они могли рассчитывать на поддержку могущественной степной империи и тоже обратились за помощью к хану Берке. Он послал темника Ногая поддержать болгарского правителя Константина Тиха в его борьбе против Византии.
Золотоордынская конница соединилась с болгарскими отрядами в устье реки Дунай. Объединенную армию возглавил темник Ногай. Он неожиданно обрушился на владения Византии, наводя страх и ужас на местных жителей. Сам император Михаил Палеолог спасся бегством. Он добрался до села Ганос на берегу Мраморного моря, а оттуда на лодке отплыл в Константинополь. Именно в это время там появились послы султана Бейбарса.
Византийский император умолял эмира Аккуша выступить посредником в переговорах с предводителем войска Золотой Орды. За эту услугу он посулил ему вознаграждение в 40 тысяч динаров. Аккуш охотно согласился. Он выехал из Константинополя на встречу с Ногаем. Во время их переговоров мамлюкский эмир сказал золотоордынскому темнику, будто между Золотой Ордой и Мамлюкским султанатом существует мирное соглашение. Однако на самом деле такого соглашения в то время еще не существовало. Тем не менее, на этом основании им удалось договориться.
Оказав услугу Византийскому императору, Аккуш получил обещанное вознаграждение. Затем он отправил письмо султану Бейбарсу, где рассказал, как Михаил Палеолог торжественно встретил его послов.
Султан Изедин был освобожден из плена и выехал к хану Берке в сопровождении 10 тысяч турецких пленников из Добруджи. Кроме того, Михаил Палеолог обязался ежегодно отправлять в Золотую Орду 400 атласных одеяний. Он также написал Берке-хану письмо с просьбой о примирении, которое передал вместе с послами султана Бейбарса.
Пока Аккуш ходил в посредниках, часть подарков испортилась, звери издохли. Узнав об этом, Берке-хан выразил своё недовольство его действиями. В разговоре с ним золотоордынский правитель сказал: «Я не буду гневаться на тебя ради Бейбарса. Сам доложишь ему, почему испортились отправленные им дары, и как ты солгал».
Султан Изедин тоже писал в письме к Бейбарсу, что Аккуш недобросовестно исполнял свои обязанности. Когда тот вернулся, Бейбарс наказал его: отобрал заработанные им 40 тысяч динаров и заточил в темницу. Несмотря на всю сложность этих переговоров, именно после второго посольства Мамлюкский султанат установил прочный союз с Золотой Ордой.
Русский исследователь В.В. Бартольд писал, что хан Берке выдал свою дочь за правителя Мамлюкского султаната. В этом браке родился первый преемник Бейбарса. Мальчику дали имя Саид-хан Мухаммед, но его также называли Насир ад-Дин Берке-хан, очевидно, в честь золотоордынского правителя.

Развязка


В Монголькой империи все еще продолжалась война за престол между братьями покойного Мунке-каана. Хубилаю удалось изгнать Арык-Бугу из Каракорума, но тот развернул такую борьбу за власть, что она не прекращалась даже после его смерти. Хан Берке воспользовался этой ситуацией и перестал выплачивать дань Монгольской империи. По сути дела, Золотая Орда вышла из-под зависимости Великого хана.
Однако потомки Орда-Ежена, старшего сына Джучи, не могли поступить подобным образом, так как они испытывали на себе сильное давление со стороны Великого хана Хубилая. Он был признан победителем, Арык-Буга сам прибыл к нему и получил прощение Великого хана, но несколько недель спустя Арык-Буга умер при таинственных обстоятельствах.
В 1265 году умер иль-хан Хулагу. По словам Вассафа, вместе с вещами и драгоценностями с ним были захоронены и красивые девушки в праздничных одеждах. Государство Хулагуидов возглавил сын покойного правителя по имени Абага. Первое время, казалось, будто между ним и Берке наступил мир. Какое-то время Золотая Орда даже получала доходы с Тебриза и Мераги. Однако Берке решил усилить там своё влияние.
Арабский автор XIV века ал-Омари описывает события тех лет: «Потом, когда Хулагу умер и воцарился сын его Абага, то золотоордынцы постарались обмануть его тем, что султан их Берке хочет построить в Тебризе соборную мечеть. Абага дал разрешение на это, и они построили ее, да написали на ней имя султана Берке. Потом они попросили позволения построить мастерскую для выделки тканей. Абага разрешил им и это. Они стали выделывать там материи для султана Берке. В таком положении дело оставалось до тех пор, пока не произошел между ними раздел. Они столкнулись, и Берке разбил Абагу. Разгневался Абага и уничтожил мастерские золотоордынцев».
Тем временем чагатайский хан Алгуй захватил Хорезм. Берке повел своё войско в Закавказье, полагая, очевидно, что накажет Алгуя после этого похода. Однако судьба распорядилась иначе.
Военачальник золотоордынского войска темник Ногай в победоносном шествии добрался до Куры. Лишь смерть хана Берке остановила продвижение его войск на юг. Берке-хан умер в 1266 году по дороге из Тбилиси. Его тело отправили в Сарай-Бату, где он и был похоронен. У него не осталось сыновей, точнее история не сохранила их имен. Золотую Орду возглавил Менгу-Темир, о котором пойдет рассказ в следующей статье.

ПРИМЕЧАНИЯ


1) По мусульманскому летоисчислению 631 год хиджры длится с Х 1233 по IX 1234 год от рождества Христова.
2) Имеется ввиду первый правитель шемсийской династии в Индии Абу-л-Музаффар Ильтутмыш (1210 — 1236 гг.).
3) Султанша Разии правила с 1236 по 1240 гг.
4) 658 год хиджры (18 XII 1259 — 5 XII 1260).

© Copyright: Кайрат Бегалин, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

http//photoload.ru/data/4f/f6/fa/4ff6fa96179cdc2838e8d8ce64cd10a7.jpg

Берке

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Берке (Бэрхэ,[1] Берка,[2] Беркай[3]) (? — 1266) — пятый правитель Джучиева Улуса (1257—1266), сын Джучи, внук Чингисхана. Первым из монгольских правителей принял ислам. Воевал против своего родича-чингизида Хулагу, ильхана Ирана, вступив в союз против него с Египтом мамлюков. Продолжал политику своего брата Бату по сохранению целостности и укреплению самостоятельности улуса, который к концу правления Берке стал фактически независимым от великого хана государством.

Ранние годы

Берке — третий сын Джучи. Кто была его мать — неясно, однако известно, что двумя старшими жёнами Джучи были кунгиратки Сартак и Уки, матери, соответственно, Бату и Орду, старших братьев Берке.[4] В 1229 году молодой Берке, как и другие чингизиды, участвовал в курултае, провозгласившем великим ханом Йекэ Монгол Улус Угэдэя. Берке командовал одним из подразделений монгольской армии, выступившей в 1236 под предводительством Бату в западный поход. Он удачно действовал против кыпчаков, захватив в плен военачальников Арджумака, Куранбаса и Капарана.
После вторжения в Восточную Европу Бату возвратился на нижнюю Волгу (1242), которая стала центром разросшегося Улуса Джучи. Берке получил во владение одну из его частей, охватывавшую северокавказские степи. Он пользовался выгодами от торговых путей, проходивших из Ирана и Малой Азии через Дербент. В 1254 Бату, забрав эти владения себе, приказал Берке передвинуться к востоку от Волги.[5][6]
Видимо, к 1240-м годам относится обращение Берке в ислам.[7] Уже на всемонгольском курултае 1251 года в знак уважения к присутствующему Берке животных для пира резали по мусульманскому обычаю.[8] Гийом де Рубрук, посетивший ставку Берке в 1253, сообщает, что там было запрещено есть свинину. Рубрук, правда, сомневался в искренности Берке, говоря, что он «выдаёт себя за Сарацина».[5] Джузджани, обычно, впрочем, преувеличивающий успехи ислама среди монгольских правителей, сообщает, что Берке с юных лет обучался Корану под руководством одного имама в Ходженте, а ислам ханафитского толка принял от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, жившего в Бухаре.
Берке вместе с другими братьями представлял Бату (уклонившегося от участия) на курултае 1246 года, когда великим ханом был провозглашён Гуюк. В 1251 году Бату направил Берке и Сартака с тремя туменами войска в Монголию для поддержки толуида Мункэ, которого Бату предложил выдвинуть в великие ханы. 1 июля джучидские войска, не позволив выступить несогласным из улусов Чагатая и Угэдэя, возвели Мункэ на престол. После этого между домами Джучи и Толуя, как пишет Рашид ад-Дин, «был проторен путь единения и дружбы».[9] Судебный процесс, завершившийся массовыми казнями бывших до этого у власти чагатаидов и угэдэидов (1252), курировал также Берке. Алгуй, внук Чагатая, позднее воевал с Улусом Джучи, чтобы отомстить Берке за то, что «Мангу-хан, подученный им, истребил весь его род».[10]

Захват власти

Берке стал правителем улуса в 1257 году,[11] после того как один за другим умерли Сартак и Улагчи, сын и внук Бату. Сартак, возвращаясь от Мункэ, утвердившего его правителем улуса, на приглашение посетить ставку Берке якобы ответил: «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастие».[12] Спустя некоторое время Сартак скончался; по сведениям Киракоса Гандзакеци, он был отравлен Берке и его братом Беркечаром.[13] Боракчин-хатун, вдова Бату, ставшая регентшей при малолетнем Улагчи, после его смерти хотела посадить на престол Туда-Мункэ, внука Бату. Поскольку Боракчин не нашла поддержки в своём улусе, она решила обратиться за помощью к Хулагу. Однако замысел был раскрыт, она была схвачена при попытке к бегству в Иран и казнена.[14]

Внутренняя политика
Управление

Взойдя на престол, Берке, по словам Абулгази, «утвердил за всеми старшими и младшими братьями те уделы, которые были даны им Бату». С другой стороны, у булгар и мордвы было введено центральное управление взамен местных администраций.[15] В те же годы на Руси, как и в других подвластных монголам странах, по приказу великого хана Мункэ, была организована перепись населения для более эффективного рекрутирования воинов и сбора налогов. В китайской хронике Юань-ши под 1257 годом сообщается, что Мункэ «Китата, сына ханского зятя Ринциня, назначил в должность даругация в Россию».[16]
В 1257 году имперские чиновники появились во Владимиро-Суздальском, Рязанском и Муромском княжествах. Здесь была проведена перепись и организованы военные округа по стандартам монгольской десятиричной системы (тумэны, тысячи, сотни, десятки). От налогов были освобождены лишь представители духовенства. «Toe же зимы приехаши численици, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязанскую и Муромскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники и темники и идоша в Ворду, толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, клирошан, кто зрит на св. Богородицу и на владыку».[17] Помня о действиях карательной экспедиции 1252 года («Неврюева рать») население княжеств почти не предпринимало попыток к сопротивлению.
Сложнее для монгольских чиновников обстояло дело в Новгороде, не подвергшемся в своё время прямому завоеванию. Новгородцы не позволили провести у себя перепись, несмотря на то, что чиновники явились в город в сопровождении князя Александра Ярославича. Горожане лишь «даша дары цесареви, и отпустиша я с миром».[18] Княживший в Новгороде сын Александра Василий, противник переписи, избегая столкновения с отцом, выехал в Псков. Разгневанный Александр выгнал сына из Пскова и отправил его в Суздальское княжество, а советников Василия подверг жестоким наказаниям.

Юго-Западная Русь

В первые годы своего правления Берке должен был уделить особое внимание южнорусским делам. Галицкий князь Даниил Романович, стремившийся обрести независимость от ордынского правительства, достиг в этом направлении серьёзных успехов. Ещё около 1256 года он изгнал монгольские войска из Северной Подолии, Болоховской земли и Восточной Волыни.[19] Ответные действия военачальника Курумиши, а именно, попытки штурма Владимира-Волынского и Луцка, окончились неудачей. Однако в 1258 году[20] Берке поставил в приднепровском улусе вместо Курумиши темника Бурундая, снабдив того большим количеством войск.
Бурундай решил использовать противоречия между Даниилом и его прежним союзником Миндовгом, великим князем литовским, и в том же году предпринял поход на Литву, потребовав от Даниила присоединиться к нему со своими войсками. Галицкий князь, опасаясь встречи с монголами, отправил вместо себя своего брата Василько. Бурундай выступил от среднего течения Днепра, из района Ворсклы и Псёла, к берегам Немана, на правобережье которого соединился с Василько Романовичем, шедшим из Берестья. Объединённые силы продвинулись на север, разорив центральную литовскую провинцию, где находился город Тракай, и Нельшанскую землю.[20] Была захвачена богатая добыча, но большую её часть русские вынуждены были уступить монголам. В то же время, основные литовские войска избежали решающего боя.[19] Русско-ордынское войско, пройдя через земли ятвягов, повернуло в обратный путь, на юг. Результатами похода стало нанесение ущерба Литве, а, вследствие этого, ослабление союзного ей Галицко-Волынского княжества. Видимо, уже в тот период ордынское правительство видело в возрастающей литовской экспансии угрозу своему влиянию в Юго-Западной Руси. Кроме того, мусульманские купцы, на которых опирался Берке, могли быть заинтересованы в открытии ещё одного торгового пути к Балтийскому морю, впридачу к новгородскому.[19]
В следующем году Бурундай двинулся через Волынь на Польшу. В Шумске военачальника встретили Василько Романович и Лев Данилович, сын бежавшего в Венгрию Даниила, а также холмский епископ Иван. Бурундай приказал князьям уничтожить крепостные сооружения Данилова, Стожеска, Львова, Кременца и Луцка, угрожая в случае неповиновения разгромом их владений. Когда приказ был выполнен, ордынский воевода двинулся к Владимиру-Волынскому, чьи укрепления были также срыты. Жители Холма, однако, отказались уничтожить крепостные сооружения без непосредственного приказа Даниила и заперли перед Бурундаем ворота. Решив не осаждать город, монголы опустошили его окрестности, а затем направились в польские земли — к Люблину и Завихосту. Взяв Сандомир, жители которого были перебиты, а также небольшой городок Лысец, войско Бурундая вернулось на Днепр.
В следующие пятнадцать лет после 1259 в летописях не упоминается о монгольских походах на территорию Юго-Западной Руси. Это связано не только с начавшимися на Кавказе войнами Орды против Хулагуидов, но и, в большей степени, с полным утверждением монгольской власти в этом регионе.[21] Даниил Романович вынужден был возвратиться на родину как покорный вассал Берке. В военные округа Подолии, Галича и Волыни, организованные, вероятно, Бурундаем, были назначены представители ордынской администрации для наблюдения за сбором налогов и рекрутированием. Западнорусские князья обязаны были получать ярлык при любой перемене на престоле в каждом княжестве.[19]

Религиозная политика

Мусульманские источники высоко оценивают Берке, однако принятие им ислама было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения.[7] Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии, привлечь на службу образованных мусульман. В системе управления улусом появились некоторые традиционные исламские элементы. Так, египетские источники сообщают о визире Берке по имени Шереф ад-Дин ал-Казвини, хорошо владевшем арабским и тюркским языками.
С другой стороны, ориентация на мусульманское население улуса ставила Берке в конфронтацию с другим активным религиозным элементом — несторианским. В первые годы его правления в Самарканде было казнено много несториан, разрушена их церковь. По мнению Л.Н. Гумилёва, именно со стремлением Берке уменьшить влияние несториан можно связать учреждение в 1261 году митрополитом Кириллом по ходатайству князя Александра Ярославича православной епархии в Сарае.[22] К тому же, улусное правительство могло использовать православное духовенство как посредников в отношениях с восстановленной Византийской империей.[23]
Политика Берке была направлена на развитие городской жизни, ремёсел и торговли.[7] В его правление значительных масштабов достигло градостроительство, что связано с покровительством главы улуса исламу. Ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. В первую очередь это относится к Сарай-Бату, столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует ошибочное отождествление Сарай-Берке и Сарай ал-Джедид).[25] Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса. Он был резиденцией Берке, о чём свидетельствуют братья Поло, посетившие его в 1261—1262 годах.[26] В Булгаре находился монетный двор.
Фактором, способствовавшим росту ордынских городов, была интенсивная транзитная торговля. Ещё при Бату мусульманские купцы привлекались на службу в качестве откупщиков налогов. Видимо, нигде в Монгольской империи они не получили таких торговых привилегий и признания, как в Улусе Джучи при Бату и Берке. Большое внимание ордынские правители уделяли поддержке торговых путей из Волжской Булгарии, Руси, Крыма и Нижнего Поволжья в Хорезм, Среднюю Азию, Монголию и Китай, понимая, какую выгоду можно извлечь из взимаемых пошлин. Торговля Азии с Восточной, а через неё — с Западной Европой никогда ранее не достигала таких масштабов, как в эту эпоху.[7

Внешняя политика
Улус Джучи и смута в империи

Обстановка в Монгольской империи в начале 1260-х отличалась большой напряжённостью. В последовавшей после смерти великого хана Мункэ (1259) борьбе за верховную власть между его братьями Хубилаем и Ариг-бугой Берке поддерживал последнего. В Булгаре чеканились монеты с именем Ариг-буги, однако практической помощи Берке ему не оказывал. Одновременно усилился, воспользовавшись смутой, чагатаид Алгуй, в 1262 разбивший войска Ариг-буги. Он подчинил себе Хорезм, изгнав из всех городов наместников и чиновников Берке. Уничтожение в Бухаре джучидского отряда численностью в 5000 человек также связывается с действиями Алгуя. Военные силы Берке были заняты на юге и западе, поэтому он ничего не мог противопоставить Алгую, захватившему и разрушившему важнейший торговый город Отрар.[3]

Причины конфликта с Хулагу
Войны Джучидов и Хулагуидов

На южной границе Улуса Джучи, на Кавказе, конфликт между двоюродными братьями перешёл в 1262 году в вооружённое столкновение: войска Берке начали военные действия против сил Хулагу. Идеологическим обоснованием войны была месть правоверного Берке за казнённого по приказу Хулагу аббасидского халифа ал-Мустасима, однако причины конфликта лежали глубже. Джучиды претендовали на закавказские территории (Арран и Азербайджан), обосновывая свои претензии завещанием Чингисхана. На деле власть в Закавказье до середины 1250-х принадлежала наместникам великого хана — Чормагану, а с 1243 года — Байджу, который противодействовал настойчивым попыткам Бату проводить свою политику в Южном Азербайджане и Малой Азии.
До поры джучиды были вынуждены мириться с таким положением дел. Но армия под командованием Хулагу, выступившего в 1253 году в иранский поход, перешла Амударью лишь в начале 1256, когда стало известно о смерти Бату. Видимо, правитель Джучиева улуса выразил недовольство тем, что к югу от границ его владений будет действовать ещё одна имперская армия. Тем не менее Бату выполнил приказ Мункэ о наборе для похода по два человека из каждого десятка и отправил к Хулагу около трёх туменов войска под началом Балакана, Тутара и Кули. Позже эти войска принимали участие и во взятии Багдада (1258), и правоверный Берке, ставший к тому времени правителем, не выразил явного неудовольствия по этому поводу. Лишь после того, как Хулагу отказался отдать джучидам Закавказье и Южный Азербайджан в качестве доли завоеваний, вражда между двоюродными братьями усилилась. В придачу к этому в начале 1260 в ставке Хулагу был казнён Балакан (правда, его судили с санкции Берке); внезапно скончались Тутар и Кули, у Берке были подозрения, что их отравили. Он приказал своим войскам возвращаться в Дешт-и-Кыпчак, а если не удасться — уходить в Египет.

Союз с мамлюкским Египтом

Неясно, были ли к этому времени установлены прямые контакты между правителями Джучиева улуса и Египта. Первое письмо султана Бейбарса Берке датируется разными источниками 659 или 660 годом хиджры (конец 1260/1261 или, соответственно, конец 1261/1262). Но известно, что джучидские отряды, начавшие прибывать в Египет в 660 г.х. нашли там самый тёплый приём. Ордынцы были размещены в домах, специально построенных для них в Каире, одарены одеждами, лошадьми и деньгами. Военачальников султан сделал эмирами своих войск, прочих включил в число бахритов.[27] Бейбарс был чрезвычайно заинтересован в сильном союзнике, способном сковать войска Хулагу и не допустить очередного вторжения ильхана в Сирию. Естественно, что султан поспешил завязать дипломатические отношения с Берке, слава которого в исламских странах была велика.
Первое египетское посольство в Джучиев улус отправилось из Каира в конце 1262 года. Возглавляли его эмир Сейф ад-Дин Кушар-бек и законовед Маджд ад-Дин Рудзравери. В своём письме к Берке султан призывал его к священной войне против Хулагу, описывал состояние своих войск. В Константинополе послы были с почётом приняты императором Михаилом VIII Палеологом. Они также встретили здесь два ордынских посольства. Одно из них направлялось в Каир, а другое, посетив греческого императора, возвращалось на родину. С ним последовали и послы Бейбарса. Переплыв Чёрное море, они высадились на Судакском берегу Крыма, а затем на почтовых лошадях достигли ставки Берке, где пробыли 26 дней. Письмо Бейбарса было переведено на тюркский язык и зачитано Берке, который был весьма доволен его содержанием. Он богато одарил послов, вручил им ответные грамоты и отправил с ними в обратный путь своих посланников — Арбугу, Уртимура и Унамаса.

Кавказская кампания 1262—1263

Ко времени прибытия посольства Бейбарса в кыпчакские степи завершился первый этап войны на Кавказе между Берке и Хулагу. Подробное описание этих событий даёт Рашид ад-Дин.[28] Когда августе 1262 года через Дербент в Ширван вторглось 30-тысячное конное войско под командованием Ногая, из Аладага выступила хулагуидская армия. Её авангард под командованием Ширемун-нойона спустя два месяца столкнулся с Ногаем у Шемахи и потерпел поражение. Но 14 ноября, когда к месту боевых действий подтянулись силы Абатай-нойона, джучидская армия была разгромлена у Шаберана, а Ногай бежал. Утром 8 декабря всё хулагуидское войско подошло к Дербенту. Сражение длилось весь день, и ордынцы в итоге отступили, оставив крепость.
Ширемун и Абатай, соединившись с Абагой, сыном Хулагу, перешли Терек и захватили лагерь и обозы войск Ногая. Берке организовал контрнаступление, и 13 января 1263 года на берегу Терека состоялась битва. Хулагуидская армия потерпела поражение, причём множество воинов при отступлении провалилось сквозь тонкий лёд реки. Потери с обеих сторон были так велики, что Берке, согласно Ибн Василу, воскликнул: «Да посрамит Аллах Халавуна этого, погубившего монголов мечами монголов. Если бы мы действовали сообща, то мы покорили бы всю землю.»[29] Войско Берке, пройдя за Дербент, вскоре отступило обратно на север. В то же время, Хулагу, вернувшись в свою столицу Тебриз, занялся приготовлениями к продолжению войны. Среди прочего, он приказал казнить всех ордынских купцов-уртаков, занимавшихся в Тебризе торговыми операциями, а их имущество конфисковать. Берке ответил казнью персидских купцов, торговавших в его владениях.[30]

Поход во Фракию

В 1265 году состоялся совместный монгольско-болгарский поход на Византию. Ордынское войско насчитывало 20 тысяч человек,[31] причём и Берке, и Ногай находились в то время на Кавказе.[32] Причиной участия болгарского царя Константина I Тиха в этом походе была месть Михаилу Палеологу за ослепление малолетнего императора Иоанна IV, брата жены Константина.[31] Берке же хотел наказать византийского императора за задержку в Константинополе египетского посольства (отправившегося из Каира 27 августа 1263), а, кроме того, освободить из заключения конийского султана Изз ад-Дина Кей-Кавуса II, о чём просил брат последнего Рукн ад-Дин Килич-Арслан IV. Союзные войска не стали атаковать Константинополь, а направились к городку Энос, находившемуся в устье Марицы, на берегу Эгейского моря, куда под предлогом встречи с императором незадолго до того перебрался Изз ад-Дин Кей-Кавус. Освободив султана и захватив в плен множество жителей Фракии, ордынцы вернулись в кыпчакские степи. Сразу после отхода ордынских войск из Фракии египетские послов освободили. Изз ад-Дин Кей-Кавус был милостиво принят Берке и прожил в Орде остаток жизни, получив во владение земли в Крыму. Берке, как и Бату в своё время, вмешиваясь в дела сельджукских султанов, показывал, что Малая Азия является сферой интересов Улуса Джучи.
Поход во Фракию был также карательной мерой Берке против Византии за союзнические отношения с государством Хулагуидов. Михаил Палеолог оправдывал задержку египетского посольства страхом перед нападением Хулагу. Византийский император действительно не хотел портить отношения с могущественным соседом, которому в начале 1265 отправил с посольством свою дочь Марию, предназначавшуюся Хулагу в жёны. Но посольство находилось ещё в пути, когда Хулагу умер (8 февраля). Мария стала женой Абаги, наследника Хулагу.
Кавказская кампания 1265—1266. Смерть Берке
В первое время Берке и Абага поддерживали мирные отношения. Ильхан даже позволил ордынцам построить в Тебризе мечеть с именем Берке и мастерские для выделки тканей. Однако вскоре мастерские были разрушены, а военные действия вспыхнули с новой силой. Неясно, что послужило поводом к возобновлению конфликта, но персидские источники сообщают, что войну инициировали Джучиды. В июле 1265 войско во главе с Ногаем вновь вторглось в Южный Азербайджан через Дербентский проход. Навстречу выступил Юшумут, брат Абаги, и 19 июля 1265 года две армии сошлись в при Аксу. Ногай потерял в битве глаз, его войско было разбито и отступило на север, в Ширван.
Затем ильхан с основной армией переправился через Куру. Навстречу подходило войско Берке, и Абага возвратился на южный берег реки, разрушив переправы. Обе армии встали лагерем и через реку начали обстрел из луков. Так продолжалось 14 дней. Берке двинулся к Тифлису, надеясь форсировать Куру там. Однако в пути он заболел и умер.[33] Ордынская армия после смерти Берке не продолжила военных действий и отступила на север.[34]
Согласно персидским источникам, тело Берке было отвезено в Сарай-Бату и там похоронено.[35][36] Его гробница, вероятно, может находиться на городище Лапас, на левом берегу Ахтубы, в сорока километрах севернее Сарая. Здесь выявлены развалины четырёх мавзолеев, в которых, предположительно погребены четыре правителя-мусульманина: Берке, Узбек, Джанибек и Бердибек.[37]

Личность и наследие

Арабский историк ал-Муфаддаль, описавший визит египетского посольства (1263) в ставку правителя Джучиева Улуса, оставил словесный портрет самого Берке:[38]
Жидкая борода; большое лицо жёлтого цвета; волосы зачёсаны за оба уха; в ухе золотое кольцо с ценным камнем. На нём шёлковый халат; на голове колпак и золотой пояс с дорогими камнями на зелёной булгарской коже; на обеих ногах башмаки из красной шагреневой кожи. Он не был опоясан мечом, но на кушаке его чёрные рога витые, усыпанные золотом.
Благодаря тому же историку известно, что Берке страдал ломотой в ногах. Болезнь ног, согласно Рашид ад-Дину, была наследственным недугом племени кунгират.[39] Ей страдали Беркеевы дядя и брат — Угэдэй и Бату, сыновья кунгираток Уки и Бортэ.
В сочинении ал-Муфаддаля зафиксированы имена двух из жён Берке. Старшую жену звали Тагтагай-хатун, другая носила имя Джиджек-хатун. О детях Берке данных в источниках нет. Единственным намёком служит сообщение в «Повести о Петре царевиче Ордынском» о том, что архиепископ ростовский Кирилл вылечил около 1253 года некоего ордынского царевича, который в разных вариантах называется то сыном Бату, то сыном Берке.[40][41]
После смерти Берке правителем улуса на курултае был избран Менгу-Тимур, сын Тукана, внук Бату. После своего избрания Мункэ-Тимур начинает издавать ярлыки и чеканить монету от своего имени, а не от имени великого хана. С этого времени на монетах выбивается новый титул правителя Джучиева Улуса — «правосудный великий хан».[42]

В художественной литературе


• Берке — один из центральных персонажей исторического романа Ильяса Есенберлина «Шестиглавый Айдахар» (1971), входящего в трилогию «Золотая Орда».
• Взаимоотношения русских княжеств с Ордой времён Берке описываются в историческом романе Алексея Югова «Александр Невский», входящем в дилогию «Ратоборцы» (1983).
• Борьба за власть между Берке и Сартаком является одним из узловых моментов прошлого Ордуси, страны, описанной в «Евразийской симфонии», цикле альтернативноисторических произведений Хольма ван Зайчика. Сартак побеждает Берке и договаривается с Александром Невским о равноправном объединении Орды и Руси в единую Ордусь.[43]

Примечания


1. ↑ Бичурин Н. Я. (Иакинф). История первых четырёх ханов из дома Чингисова // История монголов. — М.: АСТ:Транзиткнига, 2005. — С. 202. — ISBN 5-17-031003-X.
2. ↑ Указатель личных имён Лаврентьевской летописи. Полное собрание русских летописей. Том первый. — Рукописные памятники Древней Руси. Проверено 28 декабря 2008.
3. ↑ 1 2 Бартольд В. В. Беркай // Бартольд В. В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — М.: Наука, 1968. — Т. 5. — С. 503—507.
4. ↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 66, 71.
5. ↑ 1 2 Гийом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны.
6. ↑ Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.. — М.: Наука, 1985. — С. 163-164.
7. ↑ 1 2 3 4 Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Часть I. Образование и развитие Золотой Орды в XIII—XIV вв. // Золотая Орда и её падение. — М.-Л.: 1950.
8. ↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 133.
9. ↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 81.
10. ↑ Киракос Гандзакеци. История Армении. — М.: Наука, 1976. — С. 236.
11. ↑ А. Н. Насонов на основании данных русских летописей датировал начало правления Берке 1258 годом.
12. ↑ Джузджани. Табакат и-Насири // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М.: Наука, 1941.
13. ↑ Киракос Гандзакеци. История Армении. — М.: Наука, 1976. — С. 227.
14. ↑ Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — С. 47.
15. ↑ Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — С. 51.
16. ↑ Бичурин Н. Я. (Иакинф). История первых четырёх ханов из дома Чингисова // История монголов. — М.: АСТ:Транзиткнига, 2005. — С. 218. — ISBN 5-17-031003-X.
17. ↑ Лаврентьевская летопись. (Полное собрание русских летописей). — Л.: 1926—1928 Т. 1.
18. ↑ Новгородская первая летопись старшего извода. Полное собрание русских летописей. Том третий. — Рукописные памятники Древней Руси. Проверено 29 декабря 2008.
19. ↑ 1 2 3 4 Вернадский Г. В. Глава III. Золотая Орда // Монголы и Русь = The Mongols and Russia.

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 6303
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: