Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 2.

26.12.09 | amankos_75


http//photoload.ru/data/0b/e8/39/0be8394f8877c4ead942672b113f81c2.jpg


Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 2
Author: Нурумбаев А.А.
Publisher: Ашхабад
Publication date: 16.12.09.
Format / Quality: TXT
Language:Russian

Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов.
Часть 2.

2) Данные из шежире казахов-алшынов.


Важную этногенетическую информацию несут в себе генеалогические предания казахов алшынов, которые у них называются шежире. Согласно щежире или родословной казахов-алшынов, прародителем всех алшынских племён является некий Бекарыс, у которого были сыновья Алау и Аргимак. Алау является прародителем алимулы и байулы, а его брат Аргимак- прародителем жетиру. Алимы и байулы собирательно называются Алшын, по имени сына Алау. У Алшына было два сына- Кыдуар/Кудиар и Кыдырбай. От старшего Кыдуара произошли алимулы, а от младшего Кыдырбая- байулы. По другой версии шежире у Бекарыса родился Алшын, от Алшына-Алау- батыр, от Алау- батыра родился Кыдуар, у которого было три сына- Сядиркожа, Кыдыркожа и Нядиркожа. От Сядиркожи произошли алимы, от Кыдыркожи- байулы, а от Нядиркожи- жетиру.

Родословная алимулы


Старшего сына Кыдуара, прародителя алимулы, звали Кайырбай. Кайырбай жил бедно, в связи с чем люди называли его также и Каракесеком (от кара «чёрный»; кесек «комок, брусок, ком глины»). У Кайырбая (Каракесека) было две жены. От старшей жены родился Байсары, от младшей- Алим и Шомен. У Байсары было два сына- Бозаншар и Майлыбай. У Майлыбая не было детей. В одном из сражений погибает Байсары. Его жена Кетебике выходит замуж за Алима, брата Байсары. От Алима у Кетебике рождается Тойкожа. Со временем уходит в мир иной Алим. Кетебике берёт к себе в жёны Шомен. У них рождается сын Туменкожа. Дети Кетебике- Бозаншар, Майлыбай, Тойкожа и Туменкожа, в память о своей матери стали именовать себя Кете. Потомки Бозаншара и Туменкожи стали называться ожырайкете или каракете, а потомки Тойкожи- аккете.
У Алима среднего сына Кайырбая было шесть сыновей- Жаманак (шекти), Карамашак (торткара), Айнык (карасакал), Тегенболат(карасакал), Уланак (каракесек) и Тойкожа (аккете).
Сохранилось предание, повествующее о том, как за Уланаком закрепилось имя Каракесек. На склоне лет Кайырбай (Каракесек) взял себе на воспитание одного из внуков, назвав его своим сыном. Им оказался сын Алима- Уланак. После смерти Кайырбая (Каракесека), его названный сын наследовал его имущество. В память о своём названном отце Уланак закрепил за своим родом имя Каракесек.
За сыновьями Алима- Айныком и Тегенболатом закрепилось имя Карасакал. По этому поводу существует следуюшее предание. У Айныка была длинная и густая борода, за что люди прозвали его карасакалом « чёрная борода». Айнык рано умирает и его жену берёт к себе Тегенболат, младший брат Айныка. Дети Айныка и Тегенболата- Сарбас, Пусырман и Шингир решили назваться общим именем Карасакал.
У Шомена, младшего сына Кайырбая, было два сына- Шомекей и Дойт.

Родословная байулы


В давние времена жил некий Аманкожа. Когда Аманкожа покинул бренный мир, его жену взял к себе Кыдырбай. От их брака появился на свет Таз. У Атакожи, друга Кыдырбая, было два сына- Ештай и Елтай. Ештай в одном из сражений погибает, но у него остаётся сын Берш. У Кыдырбая была дочь по имени Канбиби, которую взял себе в жёны Елтай. Елтай, как и его брат, гибнет в одном из сражений. Канбиби же ждёт от него ребёнка. Отец, чтобы не огорчать дочь, скрывает от неё известие о смерти мужа. Канбиби рождает сына, которому дали имя Адай. Отец Канбиби сообщает ей о смерти мужа. Канбиби не может вынести горя, свалившегося ей на плечи, и умирает. Адай остался сиротой. Его вскармливает и растит мать Таза Карамоншак (иногда её называют Кунжан). В народе по этому поводу даже сохранилось следующее выражение: «Акку менен каз егиз, Адай менен Таз егиз». Это выражение можно перевести на русский язык следующим образом: « Как лебедь похож на гуся, так Адай похож на Таза». Согласно родословной Есентемир- выходец из чужого народа. Он работал табунщиком у Кыдырбая. По прошествии некоторого времени Кыдырбай усыновил его.
Второй вариант родословной байулы выглядит так. У некоего Кудияра было два сына Алккожа и Асанкожа. Асанкожа имел шестерых сыновей- Еркожа, Кыдыркожа, Елтай, Естай, Ата, Калпак. У Еркожи родились сыновья Ожырай и Жаппас, дочь Алтын. У Кыдыркожи- сыновья Кыдырсиык, Султансиык, Баксиык. Елтай имел сына, которого звали Адай, Естай имел сына по имени Берш. У Аты родился сын Есентемир, а у Калпака был сын по имени Таз. Кыдырсиык имел двух сыновей- Шенеш и Шеркеш, Баксиык имел сына Ысыка, а у Султансиыка родились сыновья Аскар (Байбакты), Маскар, Алаша, Тана, Алке (Кызылкурт).
Среди родословных преданий казахов- байулы сохранились предания, повествующие о близком, прямом родстве племён жаппас, алтын и адай. Так в одном предании говорится, что Алтын- имя девушки, которую выдыли замуж за представителя алшынского племени жаппас. После чего Алтын стала жить со своими сородичами из рода жаппас. В другом предании говорится, что Алтын была матерью Жаппасса и происходила из кыпчаков. Есть также предание, где Алтын выступает в роли дочери Жаппаса и выходит замуж за Акпана, который был внуком Адая. После смерти своего мужа Алтын осталась жить со своими родственниками из племени адай.

Родословная жетиру


У Аргимака, прародителя жетиру, был сын Телеу. У Телеу был верный друг Рамадан, с которым Телеу поделил своё наследство. В это же время несколько джигитов, воинов, чуждых алшынам, попросили убежища у Алау-батыра. Алау- батыр предоставил его им, т.к. ценил храбрых и смелых воинов. Джигитов звали Сядир, Нядир, Кылуар и Сядбан. Впоследствии все джигиты женились и у каждого родились сыновья; у Сядира- Тама, Табын, у Нядира- Кердери, у Кылуара- Кереит, у Сядбана- Жагалбайлы.
Сын Алшына Кудияр растёт настоящим драчуном, и всё время задевает сыновей Сядира, Нядира, Кылуара и Сядбана. Тама, Табын, Кердери , Кереит и Жагалбайлы, не имея больше терпения и сил терпеть нападки Кудияра, уходят к Телеу и просят у него покровительства. Телеу принимает их. Впоследствии все они составляют объединение жетиру (телеу, рамадан, тама, табын, кердери, кереит, жагалбайлы). По другой версии родословной все племена родоплеменной группы жетиру являются потомками Аргимака.

***


Из приведённых шежире можно почерпнуть многое. Так имя Алау, прародителя двух родоплеменных групп алимулы и байулы, можно связать с именем народа алан. Мангистауский учёный С.Кондыбай без тени сомнения писал: «Этническое название алаг алан вошло в мифогенеалогический и мифоэпический комплекс нового родоплеменного союза (имеется в виду алшынский союз племён- автор) в качестве имени первопредка Алау, эпического героя Алау- батыра, в дальнейшем, этнонима- алаш, алаша, алшын». ( С.Кондыбай). Имена родоначальников Кыдуар и Кыдырбай легко увязать с названием элитарного хазарского рода кадыр/хыдыр, из которого, кстати, вышел каган хазар Астархан. (Байрамкулов М.А., Артамонов М.И.). Родоначальники племён торткара и каракесек- Карамашак и Уланак, в своих именах содержат древние этнонимы массагетов (кара+машак/масак (ет) ) и аланов (уланак/алан+ак). Заслуживает особого внимания имя Асанкожа, которым именовался прародитель всех племён объединения байулы, в том числе и Кыдыркожи/Кыдырбая. Этимологически слово восходит к этнониму ас, -ан- --словообразующий аффикс; кожа—это позднее добавление к слову асан, связанное с распространением ислама в степи. Имена родоначальников алимов- Сядиркожа и таминцев с табынами- Сядир созвучно с названием аланского племени на Балканском полуострове в V в. (Соколов, 30) сатар. (Байрамкулов М.А.)
Вышеприведённые совпадения лишний раз доказывают нам, что казахи- алшыны действительно являются прямыми потомками средневековых аланов.

3)Несколько слов о физическом типе казахов- алшынов.

Антропологический тип казахов Младшего жуза сформировался на базе андроновского и средиземноморского европеоидных антропологических типов, которые были сильно смешаны между собой. С первых веков н.э. на андроновско-средиземноморскую основу стал наслаиваться монголоидный расовый тип, который несли в себе восточнотюркские племена, начиная с гуннов и заканчивая кипчаками. Последняя волна монголоидных элементов бала привнесена монголо-татарскими племенами. Европеоидные черты доминировали у алшынов вплоть до монгольского нашествия, т.е. до 13 века. В дальнейшем предки алшынов вошли в состав Улуса Джучи, где смешались в какой-то степени с пришлыми тюрко-монгольскими племенами. В результате нового смешения предки алшынов потеряли европеоидную основу в своём физическом типе и сблизились с монголоидной расой. Доля европеоидных признаков у современных казахов-алшынов составляет примерно 35-40%, доля монголоидных признаков соответственно-65-60%. Хотя нужно признать, что по ряду антропологических признаков казахи-алшыны тяготеют в сторону западного европеоидного ствола. (Исмагулов О.). Стало быть, и антропологический материал свидетельствует в пользу аланского происхождения казахов-алшынов. Согласитесь, что это всё веские доказательства в пользу аланского происхождения казахов Младшего жуза.


4)Родовые названия казахских племён Младшего жуза, несущие в себе важную этническую информацию.

Родовые названия казахов-алшынов несут в себе большую информацию об их носителях. Однако большая часть родовых имён образована на основе личного имени родоначальника. Число их очень велико. Перечисление их заняло бы очень много места. Поэтому в этой работе мы ограничимся перечислением тех этнонимов (родовых имён), которые несут в себе какую-либо важную этническую информацию.

Абдал—название родового отделения племени таз. Этнографы связывают этноним абдал с эфталитами- белыми хуннами. (Карпов Г.И., Артамонов М.И. и др.). Эфталиты в 5 веке создали сильное государство, куда вошли Средняя Азия, Афганистан и Восточный Иран. Впоследствии они были завоёваны тюрками Тюркского каганата и влились в их состав. Судя по надписям на эфталитских монетах, выполненных греческими буквами на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было хион (на монетах OIONO). (Гафуров Б.Г.). Хиониты же признаются многими исследователями сармато-массагетским племенем. Абдалы как племя фиксируются в составе булгарского союза племён. (Баскаков Н.А.). Этноним абдал встречается также в составе казахского племени конырат, служит самоназванием туркменского племени абдал, является названием рода у туркменских племён човдур, ата, арсары, сарык. (Атаниязов С.). Об этимологии этнонима имеются различные версии. Из них наиболее правдоподобной, на наш взгляд, является гипотеза Бал'ами (X в.), приведенная в работе Б. Г. Гафурова[Гафуров, 1972, с. 206]. Бал'ами возводит этноним к бухарскому слову хайта:л 'сила', т. е. 'сильный человек'. В пользу этого мнения приведем также древнеуйгурское слово аптал, имеющее значение 'герой, сильный человек' [Радлов. — Т. 1. — С . 615]. Н. А. Баскаков по-другому этимологизирует этноним абдал. По его мнению, название булгарского рода абдал восходит к чувашскому диалектальному слову avat 'рыть, долбить, копать', т. е. пахать at — аффикс орудия (лица) действия, таким образом, абдал «'племя пахарей, племя сохи».[Баскаков, 1984, с. 103].

Акбан/акпан—название родового отделения племени адай, род племён тама, шомекей, шекти. Видимо, антропоэтноним. По С.Г.Агаджанову, во времена Ахмеда Ясави (12в.) в Туркестане жили два крупных огузо-туркменских племени—акманы (акпаны) и караманы, родоначальниками которых, по легенде, были абдальские предводители, братья Акман и Караман. (Агаджанов С.Г.). Мангышлакский учёный С.Кондыбай предполагал, что среди печенегов существовало племя ман. Следовательно, акман/акбан—одно из подразделений этого племени. Закиев М.З. утверждает, что ман/бан/мен/бен—это первичный тюркский этноним, который употреблялся у древних тюрков с определяющими словами: караман «чёрные, тёмные мены/маны» (Закиев М.З.). Стало быть акман/акбан «белые, светлые мены/манны». (сравни: ку-ман «светлые мены/маны»). Исходя из этого, можно предположить, что акман—это калька, параллельное название этнонима куман. Этноним акман/акбан также встречается в родовом составе казахского племени сиргели, служит названием родового отделения туркменского племени салыр.

Аккошкар—название родового отделения племени кете. Досл. «белый баран». Этноним тотемного происхождения. Этноним аккошкар этимологически можно связать с названием огузо-туркменского племени акгоюнлы, которое отпочковалось от огузкого племени байындыр. (Бартольд В.В.). Этноним аккойлы встречается в родовом составе казахского племени дулат, род акгоюнлы есть у туркменского племени арсары.

Ален—название рода племени адай. Ален—фонетический вариант этнонима алан.

Али/алий—название родового подотделения племени адай. В сочинении Абулгази упоминается род алий : «по обоим берегам реки (видимо, Амударья- автор) жило поколение Алий». Туркменский академик Джикиев А. в имени Алий видит туркменское племя алий-или/алили. Карпов Г.И. в свою очередь связывал этноним алили с аланами. (сравни: алили-алан, где и-, ли-, ан- аффиксы).

Асабай—название рода племён адай и кете. Досл. «асский бай». Возможно также следующее чтение этнонима: аса «асы», бай/бой «племя, род»; асабай «род, племя асов».

Асан—название родового подотделения племени кете и ысык, род племён адай, тана, таз, берш, шекти, карасакал, каракесек, шомекей, кердери, кереит, табын, жагалбайлы. Этимологически слово восходит к этнониму ас, вторая часть ан—словообразующий аффикс, т.е. асан—букв. «асы».

Аспан—название родового отделения племени шомекей. Этноним состоит из двух частей: ас—название аланского племени, пан—др.-тюрк. «народ, страна», т.е. аспан—букв. «народ асов». Род ясман имеется в составе туркменского племени теке. (С.Атаниязов).

Асыр—название рода племени алтын. Асыр/ясыр/языр—название огузкого племени. (М.Кашгарский, Рашид-ад-Дин, Абулгази). Этимологически огузкий этноним языр восходит к аланскому этнониму ас/яс, ыр- фонетический вариант слова ер «мужчина, воин». Стало быть асыр/языр—букв. «асские мужи», «род асов».

Бает—название рода племени тама. Бает/баят—название огузкого племени. От бай «богатый» и аффикса мн.ч. ат-. (Кононов А.Н.). Закиев М.З. считает слово бай древнейшим первичным тюркским этнонимом с семантикой «богатый, хозяин, господин». На основе первичного этнонима бай возник целый ряд тюркских этнонимов: баят (бай+ат), байэрку, байулы, байбакты и др.

Бакшак—название родового подотделения племени торткара. Этноним состоит из двух частей: бак- др.-тюрк. «родовое подразделение» (Др.-тюркские диалекты и их отражение в современных языках.- Фрунзе,1971г.), шак- фонетический вариант этнонима сак. Стало быть бакшак- досл. «род саков».

Балыкшы—название родового отделения племени адай. 1)От др.-тюрк. балык «город», шы- аффикс принадлежности, т.е. балыкшы- букв. «городские жители». 2)От балк (болаг, болг) «источник, река», шы- аффикс, т.е. балыкшы «речные люди». (сравни: болг+ар, балк+ар).

Баябдал—название рода племени жагалбайлы.1) Баябдал<бай+абдал- досл. «бай из рода абдал». 2)От бай/бак (чередование звуков й/к присуще фонетике тюркских языков) «род», абдал- название племени, т.е. баябдал/бакабдал «род абдалов».

Баян—название рода племени табын. Баян- усечённая форма огузкого этнонима баяндур. А. Н. Кононов считает, что в основе этнонимов байындыр и байат лежит одно и то же слово: бай, байан'богатый, богач' (Кононов. Родословная туркмен).

Беккул/беккулы—род племён кызылкурт и таз. Этимологически этноним восходит к названию др.-тюркского племени бекулы. (Аманжолов С.). В основе этнонима беккул/беккулы заложен первичный тюркский этноним бек/бег/бей/ с семантикой «богатый, хозяин, господин». (сравни: байулы/бакулы).

Бозгыл—название родового отделения племени шомекей. Этимологически этноним восходит к названию огузкого родового объединения бозок (варианты: бозук, бозык), ыл- аффикс мн.ч. или является вариантом огузкого слова ил «народ, страна», т.е. бозгыл/бозыкыл- букв. «народ объединения бозок». По мнению С.Атаниязова, слово боз(в литер, яз. 'залежь, невозделанная земля') в тюркской этнонимии (Бозок, Бозятан) и аитропонимии (Бозоглан) означает 'первенец, старший, уважаемый'(бозоки, старшие сыновья Огуз- хана, сидели на почетном месте, т. е. по правую сторону от хана); ок'племя' (см. О г у з) т. е. 'старшие, почетные племена'. Опираясь на легенду, приведенную в трудах Рашид - ад-Дина, Абулгази, Салар Баба, B. В. Бартольд переводит этноним (бозук) как 'те, что от сломанного лука' (Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. — C. 577). Легенда гласит: сыновья Огуз-хана нашли золотой лук и три золотые стрелы и спросили отца, как им разделить найденное. Огуз-хан дал трем старшим сыновьям лук, сломав его на три части и назвал их Бозук. Трем младшим сыновьям дал по стреле и назвал их Учок.

Емирей—название родового отделения племени кызылкурт. Этимологически этноним восходит к названию огузкого племени эймир/имир/емир, ей- аффикс. Среди туркмен этноним эймир сохранился в форме емрели/емир+или.

Ес —название родового отделения племени таз. Ес- фонетический вариант аланского этнонима ас.

Ескара—род племён адай, шомекей. Досл. «чёрные, тёмные асы». (сравни: карас/кара+ас).

Ески—род племени шомекей. Досл. «старый». Этимологически этноним восходит к названию булгарского племени эсегел> эсгел> эскиел «народ асов».

Жаудр—род племени шомекей. Этимологически этноним восходит к названию огузкого племени джаулдур/човдур.

Жаулы—название родового отделения племени адай. Жаулы- усечённая форма огузкого этнонима джаулдур.

Жеменей—название родового отделения племени адай. Этимологически этноним восходит к названию огузкого племени джебни/джебний. (чередование согласных звуков м/б характерно для фонетики тюркских языков: мен- бен, мурун- бурун и др.). Трансформация этнонима джебни в жеменей представляется следующим образом: джебни >жебни >жемни> жемений> жеменей.

Кадир—род племён адай, каракесек, шомекей, берш. Этимологически этноним восходит к названию элитарного хазарского рода хадир/кадыр. (Баскаков Н.А.).

Казак/казах—название народа. М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки».

Казангап—род племени байбакты. Первая часть этнонима видимо восходит к названию булгарского племени казан.(Гейбулаев Г.А.). М.З.Закиев этноним казан читает, как кусан<кушан<касан<казан 'светлые, белые сюны/гунны/хуны', отмечая при этом, что, первичный тюркский этноним hун или сөн (сюн) в различных фонетических окружениях приобретает формы сан, сян, зан, йан, җан, жан, шан, чан, чын и др., плюс определение ку/ка 'светлые'.

Казантепер—название родового отделения племени каракесек (второе название-табыл). Первая часть этнонима видимо восходит к названию булгарского племени казан (см.Казангап); вторая часть этнонима состоит из тюркского слова тепе/депе- здесь в значении «род, племя», оформленного аффиксом мн.ч. р/ер/ар. Стало быть этноним казантепер букв. означает «род, племя казанов/кусанов/кушанов».

Карабай—род племён берш, торткара. Этноним этимологически можно возвести к названию печенежского рода карабай (Баскаков Н.А.). Этноним карабай имеет следующие значения:1) «племя бая с чёрной лошадью»(Ю.Немет);2)кар(а)+бой «снежное племя»(ср.:карлук);3)карга+бой «племя, имеющее тотемом ворону, ворона».( Баскаков Н.А.).

Карабёрик—название родового подотделения племени рамадан. Этноним этимологически можно возвести:1) к названию огузкого рода карабёрикли, давшему своё название племенному союзу, известному в русских летописях, как Чёрные клобуки;2) к названию кипчакского племени карабориклу. Караборик—досл. «с чёрными шапками».

Каракойлы—род племени табын. Этимологически этноним восходит к названию огузкого племени каракойлы/карагоюнлы. Досл. «имеющее чёрного барана». В 10 веке этноним каракойлы звучал, назывался иначе- бараны.(Агаджанов С.Г.). Этноним тотемного происхождения, ибо баран, в особенности черного цвета, являлся одним из почитаемых и важнейших тотемов у огузов - туркмен. Даже на знаменах племени имелось изображение черного барана ( Агаджанов, 1969, с. 137—138). По В. В. Бартольду, племя гарагоюнлы происходило из племени бахарлы [Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. —С 5813, а по К. Э. Босворту, — из огузско - туркменского рода ивэ [Босворт, с. 2211].

Караман—название родового подотделения племени тана. Досл. «тёмные, чёрные маны/мены».(См. Акбан). Абулгази упоминает имя Караман-бека, ушедшего во главе многих илей на Мангышлак (10-11вв.). Среди западных казахов также существует поверье о великом исцелителе Караман-Ата, который после ссоры с Ходжа Ахмедом Ясави увёл свой народ на запад, в земли Мангыстау.

Караш—название родового отделения племени торткара. Этноним состоит из двух частей: слово кара передаёт значение «простой народ» (сравни: тюрк кара камаг бодун «тюркский родоплеменной союз» и игиль кара бодун «простой народ») или кара в значении «запад» или «север»; второй компонент аш/ас—название аланского племени, т.е. караш>кара+ас букв. означает «народ асов» или «северные (западные) асы».

Кён/кон—название родового отделения племени есентемир. Кён/кон—фонетический вариант первичного этнонима гунн/хунн.

Кёнек/конек—название родового отделения племени шомекей. Этноним состоит из двух частей: кён/кон- фонетический вариант этнонима гунн/хунн; ек/ак- аффикс мн.ч., т.е. кёнек/конек- букв. «гунны/хунны».

Коныр—род племён адай, шеркеш, каракесек, кете, шомекей, табын. Коныр- фонетический вариант этнонима кангар/кунгур.

Коса—род племени жагалбайлы. Коса/каса- усечённый вариант этнонима козар/казар/хазар.

Косай—второе название родового отделения турикпен-адай племени адай, род племён берш, каракесек ,кете. Учитывая чередование звуков –й/к-, характерного для тюркских языков, этноним косай можно возвести к средневековому тюркскому этнониму косак/касак. (См. Казак).

Косак—название родового подотделения племени адай. Косак- фонетический вариант этнонима касак. См. Казак.

Кунанорыс—название родового отделения племени адай. Этноним состоит из двух частей: кун+ан «куны/гунны» или от др.-тюрк. кун «народ»+аффикс собирательности –ан-; орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс. Стало быть кунанорыс- букв. «гунны и асы» или «народ асов». Сравни усунь > ас+сюн/гунн.

Куни/кюни—род племени шомекей. Куни/кюни- фонетический вариант первичного этнонима гунны/хунны.

Кусен—род племени шомекей. Кусен- фонетический вариант этнонима кушан. См. Казангап.

Кынык—род племени байбакты. Кынык- название элитарного рода огузов. Именно из этого рода вышла династия Сельджукидов. С.Атаниязов в этнониме кынык видел первичный этноним кун/гунн, оформленный аффиксом –ык-.

Кыргыз—род племён есентемир и шомекей. Кыргыз- название др.-тюрк. народа, а также название современного тюркского народа. В исторической литературе различают две группы кыргызов : енисейские и тянь-шанские. Однако вопрос о генетическом родстве между ними является спорным. По мнению исследователей тяньшанские кыргызы сыграли решающую роль в этногенезе современных киргизов Средней Азии, а енисейские кыргызы растворились среди народов Южной Сибири- хакасов и тувинцев. Н.А.Баскаков этимологизирует этноним кыргыз как кырк-огуз/кырк-уз «красные (южные или западные) огузы».

Лез/илез—название крупного родового объединения племени жагалбайлы, которое объединяет родовые отделения кыршый, булдый, аккожа, есиркожа, бодес. Видимо этноним представляет из себя трансформированный во времени этноним илаз/ил+аз, где ил/ел «народ, страна», аз/ас- название аланского племени, т.е. илез/илаз/лез/лаз- букв. «народ азов/асов». Не случайно в составе родового объединения лез/илез имеется родовое отделение есиркожа, которое можно прочесть как «язырский кожа» или «азкий кожа».

Мадияр—название племени объединения байулы (по родословной казахов Младшего жуза), род племени берш. М.З.Закиев читает этноним мадьяр/мадияр как маджгар « лесные люди или люди с тотемом дерево». По своей этимологии этот этноним исторически восходит к этнониму акацир/агадир/агач эри (который по-русски транслитерован как агафирс, где последняя часть -ос является греческим именным показателем, агад/агаф ‘дерево’, ир ‘мужчина, люди’). Еще в VII в. до н.э. акациры (русск. агафирсы) имели своего царя, следовательно, обладали какой-то государственной организацией [Геродот, IV, 102]. Они жили рядом с Византией, общались с дунайскими финно-уграми. Часть акациров (маджгар), по-видимому, ассимилировалась среди предков венгров, которым передали свой этноним маджгар, усвоенный венгерским языком как мадьяр. Б.Н.Заходер отмечает, что в VII—VIII вв. Маджгарское государство было расположено по берегам рек Ока и Сура, на Северном Кавказе, их территория была богата лесами, пашнями и реками. Надо полагать, что в XII в. Маджгарское государство было подчинено булгарам, ибо в XIII в. во время наступления монголо-татар мы уже не встречаем маджгар и их государственного образования. (М.З.Закиев). Со временем маджгары стали известны как тюрки-мишари. Видимо какая - та часть маджгаров откололась от своих соплеменников и присоединилась к алшынскому союзу племён.

Мян/ман—род племени шеркеш. М.З.Закиев отмечает, что первичным тюркским этнонимом выступает еще слово мен (бан, бэн, пэн, мин): тюркмен, куман, куманды, кубанды, караман, саралымин, сарыман и др. Этноним куман применялся как другое западное название кыпчаков, поэтому семантику этнонима мен на Западе связывают со словом ман 'человек'. По-тюркски мен совпадает с местоимением первого л., ед.ч., которое может восходить к семантике 'человек'. Этноним мин у татар и башкир активно применялся еще в XIX в. (М.З.Закиев). Не случайно казахский учёный С.Кондыбай топоним Мангыстау/Мангышлак читал как «зимовки племени манов», относя манов к печенежскому кругу племён.(С.Кондыбай).

Мангытай—род племен карасакал и шеркеш. Мангыт- название средневекового тюркского племени, вошедшего в состав многих тюркских народов. Ю.А.Зуев считает, что мангыт- название тюркского племени, которое восходит к этническому имени мангус или усуту-мангус. Это прямые наследники имек-татарских аджиларов, иначе называвшихся кюлюн-огузами.(Ю.А.Зуев). Не исключена возможность связи этнонима мангыт с первичным тюркским этнонимом ман. Мангыты после распада Золотой Орды становятся господствующим племенем в Ногайской Орде.
Манжи—род племени кете. Досл. «люди рода ман».
Марас—род племени шеркеш. Этноним состоит из двух частей: мар/бар «есть, достаток, богатство»; ас- название аланского племени, т.е. марас/барас «богатые асы».
Масак—название родового отделения племени маскар. Масак- усечённая форма этнонима масак(ет)/массагет.
Митан—род племени табын. Этимологически этноним восходит к этническому наименованию муйтен. (Л.С.Толстова). Р.Г.Кузеев отмечает, что ранняя история муйтенов связана с массагетами, позднее муйтены испытали воздействие эфталитов, и особенно тюрков каганата.(Р.Г.Кузеев).
Мунал/мугал—название родового отделения племени адай(параллельное название байимбет). Мугал- досл. «монгол». В 40-х годах 14в., после разделения Чагатаева улуса, на территории Семиречья, Восточного Туркестана и Шашской области образовалось государство Могулистан. (Бардольд В.В.). Этноним мугал/могол в Семиречье принесли монголы, выделенные в улус Чагатаю и Угедею. Однако их было немного и они быстро ассимилировались тюркоязычными племенами края (Юдин В.П.), называвшимися также общим именем могол/мугал. После распада Могулистана, его население вошло в состав многих народов, в том числе и казахов.
Ногай—род племён карасакал и каракесек. Ногай- название средневекового тюркского народа и самоназвание современных ногаев Северного Кавказа. Гипотезы об этимологии слова: 1. От монг. ногой 'собака' (тотем). 2. От чувашск, нухайкка, русск. нагайка 'плеть', т. е. 'плетка', 'коса', 'косоплеты' (Айтмуратов, 1986).

Ногайты(ногай-казак)—название племени Младшего жуза объединения байулы(по родословной казахов), род племени берш.См. Ногай.
Обаган—род племени кереит. Досл. «род канов/канглов». От оба «род, селение» и ган/кан «канглы».
Орман—род племён шомекей, шеркеш, берш. В тюркских языках орман 'лес'
('люди, живущие в лесу'). Абулгази упоминает этноним урман-кат и пишет,
что во времена Чингиз-хана жилища этого народа находились в больших лесах, потому и дали им такое имя [Абулгази, 1906, с. 391]. Род ормон имеется и у киргизов(Асанбаев), орман- у туркмен-карадашлы.(С.Атаниязов). Этноним орман является синонимом следующих этнических наименований: акацир/акатир/агач эри/миша-ар/маджар/мачар 'лесные люди' или 'люди с тотемом дерево'.

Орыс—название родового отделения племени шекты, род племён адай, шеркеш, алтын, торткара, табын. Значение этнонима можно объяснить двояко: 1. От имени родоначальника. Возможна связь и с именем золотоордынского хана Уруса, правившего в 1361—1375 гг. [Босворт, с. 204]. 2. От тюркского названия русского народа орус 'русский'. Возможно, в прошлом какая-то часть русских жила среди казахов. Возможно также, что орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс.

Пусырман—название родового отделения племени карасакал, род племени ысык. Этноним можно прочесть двояко:1)пусырман «род, племя дахов-писсуров»;2)пусыр+ман «дахи-писсуры и маны». Возможна также связь этнонима пусырман с булгарским племенем бесермен/бишермен/мишермен в значении «лесные мены», «лесные люди». (М.З.Закиев).

Сабык—род племени торткара. Этимологически этноним восходит к названию хазарского рода забук/сабук «соединяющий, охватывающий». (Баскаков Н.А.). Ю.А.Зуев среди гуннских племён упоминает племя сыбук.

Сабыршы—род племени байбакты. Досл. «люди рода сабыр». Сабыр(савир) — древнее тюркское племя; упоминаемое еще в 463 г. н. э. в византийских и армянских источниках[Бартольд. — Т. 5. — С. 578]. Некоторые авторы отождествляют сабыров с древними суварами [Карпов. Список, с. 2; Баскаков, 1980, с. 200], являющимися предками чувашей [Этнонимы, с. 184]. Г. И. Карпов этимологизирует слово сувар как 'всадник' (указанная работа). В другой работе, ссылаясь на А. Е. Крымского, он идентифицирует сабыров с сапарами, сапорами у греков, шапурами, шахпура-
ми у персов и объясняет его значение как 'царский сын' [Карпов. Заметки, с. 18)]. По нашему мнению, близка к истине следующая этимология: сувар (сув эр) 'водные (речные) люди' [Еремеев, 1970, с. 134—135]. По мнению Н. А. Баскакова, более вероятной основой этнонима sabir следует считать глагол sap-~ sep- 'соединять, объединять, составлять, охватывать+аг — аффикс имени действующего лица>sаb—ir 'тот кто объединяет, составляет>название рода (Баскаков, 1984). Местные информаторы связывают этноним с именем родоначальника. Правдоподобность этой версии подтверждается следующим. В языровом владении в XIII в. 11 лет правил Хинду- хан. Изгнав своего брата, Омар-хана, он приказал его ослепить. Хотя приказание не было исполнено, Омар много лет притворялся слепым. За свое долготерпение он получил прозвище Сабур-хан ('терпеливый хаи'). В 1220 г. Омар-хан . сопровождал Туркан-хатун во время ее бегства из Хорезма и по приказанию царицы был убит на границе области Языр [Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 586]. Люди — сторонники Омар-хана — Сабыра — могли получить впоследствии такое этническое имя. Следы древних сабиров сохранились в топонимии и этнонимии Азербайджана [Гейбуллаев, 1980, с. 95].

Садакшы—род племени берш. Досл. «люди рода садак». Артамонов М.И. в составе гуннов отмечает племя садаг.

САК [са:к≫]—древние кочевые племена, обитавшие в I тыс. до н. э. в Средней и Центральной Азии, а позднее частями вошедщие в состав тюркоязычных народов. [БСЭ. — 2-е изд.—Т. 37.— 603]. В конце царствования Дария (3 в. до н. э.) их стали называть дахи/даи [Геродот, с. 508 (прим. 147)]. А.И. ван Виндекенс возводит этноним к слову сак в значении 'страж стада', то есть 'собака' (ср. туркм. сакчы в том же значении) и считает термин сак этнонимом тотемного значения[Windekens, с. 100]. Этническое название сак в древности употребляюсь и в форме шак [Айтмуратов, 1986, с. 171]. Имея это в виду, Гейбуллаев указывает на широкое спространение этнонима сак/сака у ряда тюркоязычных народов, например, шага у казахов, шакай и шекей у узбеков, саке и сака у киргизов, шаг у туркмен, Шаки — этнотопоним в Азербайджане и т. д. [Гейбуллаев, 1986, с. 27].Очень интересная, на наш взгляд, гипотеза о значении названия тюркоязычного народа сак выдвинута. Айтмуратовым. По его мнению, этноним сак восходит к древнетюркскому слову чагык в значении 'плеть', Коса', то есть 'носящие косы', 'косоп леты' (Айтмуратов, 1986, с. 174—175). М.З.Закиев отмечает, что этноним сак/сака в традиционной тюркологии считается индоиранским словом в смысле 'рога', но в современной новой тюркологии доказано, что сак/сака/сой — это тюркское слово со значением 'дети, чуткие, род, племя'. Якуты до сих пор называют себя сака/саха, у хакасов имеется род под названием сага, да и в этнониме хакас определением этнонима ас выступает этноним сак/hак/хак. Этноним казах/казак/касак образован на основе сак при помощи определения ку/ка 'светлые'. Этноним кыпчак/кыпсак исторически восходит к образованию кыу+сак 'светлые саки'. В китайских и индийских источниках II и I тыс. до н.э. этот этноним зафиксирован в форме сэ. Позже он встречается среди киммерийцев и скифов в форме сой/дай [Ельницкий Л.А., 1977, 4].

Сакау—род племён шеркеш, кызылкурт. Этноним восходит к названию древнего народа саков. См. Сак.

Сакы—род племени алаша. Предполагаемые значения этнонима: 1. От сак (см.) и аффикса — ы . Этноним сакы встречается и у киргизов [Асанбаев, с. 1791]. 2. От сакы (доел, 'виночерпий, кравчий') —здесь в значении « мираб».

Салы—род племени кете. Салы -усечённая форма огузского этнонима салы(р). САЛЫР — древнее огузско-туркменское племя. Соблазнительно сопоставить этноним с названием гуннского племени сал/'/зал (Гейбулаев 1986). В этом случае вторая часть этнонима-ыр (-ар) — словообразовательный аффикс (ср. чакыр, чекир, татар, гоцур, сабыр, эймир и т. д.).

Самат—название родового отделения племени телеу. Л.С.Толстова связывала этноним самат с названием древнего народа сарматов.

Сарикпен—род племени берш. Досл. «люди рода сарык». Видимо, этнонимы
сары и сарык являются частями целого. По этому поводу К. Шаниязов пишет: ≪Бытование термина сары(к) у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века сары(к) было, видимо, наименованием крупного тюркоязыч- ного племени или племенного объединения≫ [Шаниязов, 1974, с. 35]. Действительно, этноним сары (сарык) широко распространен среди тюркоязычных народов: тувинцев, казахов, каракалпаков, киргизов, хакасов, уйгуров, узбеков племени конграт и кипчак (Кузеев, 1974, с. 231). В XI в. к востоку от среднего течения Сыр-
дарьи жило кипчакское племя сары, люди которого были рыжеволосы и голубоглазы и поэтому получили свое этническое имя [Агаджанов, 1969, с. 157—158]. В. В. Бартольд указывает, что в средние века народ каи напал на страну Сары, вытеснив ее жителей в страну туркмен и сопоставляет народ (племенной союз) сары/сарыг с половцами [Бартольд. — Т. 5.— С. 395—396]. Р. Г. Кузеев также идентифицирует сары(к) с этнонимом кыпчак, имеющим аналогичное значение: светло-желтый [Кузеев, 1974, с. 231)]. Д. Е. Еремеев разделяет этноним сарык на две части: сары-к, где-к является имяобразующим аффиксом, как и в словах кумук, казак, кыпчак, кайыг, кынык, кырык, барак и переводит сарык как 'желтый, белый, бледный, светло-рыжий, белокурый' [Еремеев, 1970, с. 135—136]. Еремеев и К. Шаниязов полагают, что этноним половец в русском языке является калькой этнонима сары/сарык (указанные работы).

Сарт—род племён шеркеш, байбакты, алтын, шомекей, табын. Предполагаемые значения:1) от названия древнего народа як-сартов, жившего на берегах реки Яксарт (Сыр-Дарья) (П.И.Лерх);2)сарт- наименование оседлого населения Средней Азии.

Сары—род племён адай, шеркеш, алаша, берш, жаппас, шомекей, кете, торткара, кердери, табын, жагалбайлы. Сары (досл, 'желтый, рыжий') —
название древнетюркского племени, старая форма этнонима сарык (см.).

Сейит—род племён адай, берш, кете. Араб, саййид 'государь, господин'. Позднее в исламе к нему прибавилось второе значение: 'ведущий своё происхождение от Мухаммеда' (Демидов, 1976, с. 114).

Сиракты—название родового отделения племени жагалбайлы. Досл. «люди рода сирак». Сирак—название сарматского племени.

Соба—название родового отделения племени кызылкурт. Соба—усечённый вариант этнонима сабар/сабыр. См. Сабыршы. Этноним также можно возвести к хазарскому этнониму сабу(к).

Тагашы—название родового отделения племени есентемир. Досл. «люди рода даха». ДАХ//ДАХИ//ДАИ - название древней народности, жившей на берегу Каспийского моря. Д. Айтмуратов считает его фонетической разновидностью этнонима сак (см.): сак>заг>>дах 'косоплеты', 'носящие косы* (Айтмуратов, 1986, с. 177).

Тяжик/таджик—род племени адай. Тяджик — название народа. Этимоло-гически термин тяжик может восходить: 1) к арабскому этнониму тай(перс, тази) 'араб', 'мусульманин' и уменьшительному аффиксу –джик//-чек ' [Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 196)]; 2) к этнониму тат +аффикс -чик (Люшкевич).

Татыран—род племени шекти.Этноним этимологически восходит к названию огузского племени татран (татыран) древнерусских летописей. (Баскаков Н.А.).

Теке—род племени табын. ТЕКЕ — одно из крупных туркменских
племён. Теке 'козел'. Этноним тотемного происхождения. По Абулгази, Теке — имя родоначальника. Он пишет: ≪В салорском иле был человек (по имени) Той-Тутмас. Или Теке и Сарык—его потомки (Кононов. Родословная, с. 74). По Г. И. Карпову, название возникло в XVI в., а по преданиям, в XI—XII вв. [Карпов, 1942, с. 23, 29]. Последняя дата ближе к истине, ибо часть этого племени была переселена в Анатолию из Хорезма и Серахса в начале XIII в. [Еремеев, 1971, с. 89], а по другой версии, в XI—XII вв. (Советская этнография, 1935, № 6). В пользу данного предположения можно привести еще факты о том, что этноним таке, теке встречается и у киргизов [Асанбаев, с. 159, 180.], и в топонимии Казахстана. Туркменский ученый-литературовед А. Бекмурадов связывает этноним теке с хуннским племенем туке (тукю?). В подтверждение он ссылается на аналогичность военно- административной организации древних хуннов -и туркмен-теке [Яш коммунист, 1985, 20 июля,]. С.П.Толстов в этнониме теке видел деривату этнонима даха.

Текебай—род племени шомекей. Досл. «текинский бай». См. Теке.

Текей—род племён адай, шомекей, жагалбайлы. От теке +аффикс –й-. См. теке.

Тока—название родового отделения племени шомекей, род племён адай, табын. Тока- усечённая форма этнонима тоха(р). Возможна также связь этнонима с древними дахами.

Токсоба—род племени байбакты. Этимологически этноним восходит к названию элитарного рода кыпчаков токсоба.

Турке—род племён адай, шеркеш, берш. Досл. «тюрки». Согласно списку еврейского историка Иосиппона род турки входил в состав хазарского союза племён. В др.-русских летописях торки (турки)- одно из названий огузского племени, древних узов- чёрных клобуков русских летописей. (Баскаков Н.А.).

Турик/турк—род племени телеу. См. Турке.

Турикпен-адай—название родового отделения племени адай. Досл. «народ тюрков». Этноним турикпен/туркмен согласно историческим источникам закрепился за группой огузских и части карлукских племён. М.Кашгарский писал: «Огуз- одно из тюркских племён (кабиле), они же туркмены».

Туркибай—род племени адай. Досл. «тюркский бай».

Шака—род племён кете, торткара, карасакал, шомекей. Досл. «саки». См. Сак.

Шаудир—род племени торткара. Шаудир- фонетический вариант огузского этнонима джаулдур/човдур. См. Жаудр.

Шегем—название родового подотделения рода адай. Шегем- топоэтноним. В Балкарии есть ущелье Чегем. Среди балкарцев существует родовая община чегем.

Шортан—род племён адай и табын. Досл. «щука». Среди средневековых кыпчаков существовал род шортан. (История Казахстана.Т.1.- А-А.,1996г.).

Шубар—род племени берш. Досл. «рябой». Не исключена возможность связи этнонима с древним народом субаров/суваров. См. Сабыршы.

***


Анализ родоплеменных названий (этнонимов) казахов-алшынов показал, что оформление протоалшынского союза племён произошло в сармато-аланский период их истории. К этому периоду относится формирование следующих протоалшинских этнических единиц: алшын/алтын, алим, адай, карасакал, шекти, маскар, каракесек, жаппас, таз, тана, алаша, кете, берш (названия племён), которые восходят к следующим древнетюркским племенам: скифы-алазоны, аланы, даи/дахи, саки, массагеты, касаки/ку+саки, апассии, аланы-тасы, аланы-танаиты, асы/аласы,хетты, аланы-берсилы. Сармато-аланский пласт сохранился также в именах родовых групп казахов-алшынов: сакау, сакы, шака, бакшак (саки); ален (алан), аспан, асыр, асан, асабай, ес, ескара, ески, караш, лез/илез/ил+аз (асы); орыс, кунанорыс (аорсы); самат (сармат); сиракты (сирак); тагашы, тока (дахи, тохары); масак (массагеты).
Немаловажную роль в формировании протоалшынов сыграли племена гуннов, булгар и хазар, в государственные образования которых входили протоалшыны, играя в них важную роль. Существует даже мнение о том, что булгарский и хазарский племенные союзы оформились на базе сармато-аланских племён. Так, например, антропологический материал свидетельствует, что физический тип большинства булгарских и хазарских племён оформился на основе антропологического типа сарматских и аланских племён, которые являлись носителями андроновского ( впоследствии этот тип лёг в основу т.н. памиро-ферганского антропологического типа) и средиземноморского антропологических типов. В культуре Хазарского каганата также явно проступают сармато-аланские черты. О большом влиянии сармато-аланских племён в государствах булгар и хазар говорят и наименования булгаро-хазарских племён. Так среди булгар и хазар исторические источники выделяют следующие племена: эсегель, берсула, суаз, аваз, кулас, аликанус. Все эти этнонимы имеют под собой алано-асский корень. Этнонимический материал казахов-алшынов позволяет выделить среди него булгаро-хазарский пласт: кердери (гунны), берш (берсил), кён, кёнек, куни (гунны), абдал, баябдал (эфталиты), садакшы (гунны-садаги), казангап, казантепер, кусен ( булгары-казаны), кыдырбай, кадир (хазары-кадиры), коса (козар), мадияр, орман (акациры), турке, турик, туркибай (хазары-турки),сабык (хазары-забук), сабыршы, соба, шубар (сувары).
Этнонимический материал казахов-алшынов несёт в себе информацию и о печенего-огузско-кыпчакском периоде протоалшынского союза племен, который также оставил неизгладимый след в этнонимии казахов-алшынов. Родоплеменная структура алшынов сохранила следующие наименования печенего-огузско-кыпчакских племён: караман, обаган, коныр, карабай (печенеги); аккошкар, бает, баян, бозгыл, емирей, жаудр, жаулы, шаудир, жеменей, карабёрик,каракойлы, кынык, салы, татыран, турикпен-адай (огузы); токсоба, карабёрикли, сарикпен, сары, шортан, акбан (кипчаки).

***


Анализ родоплеменной структуры казахов Младшего жуза показал:
1.Формирование протоалшынского союза племён произошло в сармато-аланской этнической среде.
2. История протоалшынов неразрывно связана с историей аланского этноса, который в ходе своей истории сыграл большую роль в формировании средневековых булгар и хазар.
3. Этнонимия казахов-алшынов сохранила в себе и печенего-огузско-кыпчакский пласт.
4. Изучение истории протоалшынского союза племён нужно вести в связи с историей алан, булгар и хазар. Без изучения истории алан, булгар и хазар невозможно понять историю протоалшынов.

Литература:


1. Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959.
2. Атаниязов С.,1988. Словарь туркменских этнонимов.—А.
3. Баскаков Н.А. Тюркская лексика в « Слове о полку Игореве».—М.,1985.
4. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата, 1968.
5. Джанузаков Т. Очерк казахской ономастики.—Алма-Ата, 1982.
6. Закиев М.З., 2003. Происхождение тюрков и татар.—М.
7. Мизиев И. М. История рядом. Нальчик: Эльбрус, 1990.
8. Мизиев И. М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1986.
9. Плетнёва С.А. Хазары: 2-е изд.— М.: Наука, 1986.
10. Казак шежиреси.—Алма-Ата, 1994.


Нурумбаев А.А.
Ашхабад, 16.12.09.



Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 23478
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: