Отношения ислама к науке и к иноверцам

01.09.13 | yabgu


http//photoload.ru/data/08/67/f3/0867f364fce9f18ab7b05e0a2c7c6a11.jpg


Отношения ислама к науке и к иноверцам
Author:Мударрис Атаулл Баязитов
Publisher: С.-Петербург,Тип. А.С. Суворина
Publication date: 1887
Number of pages: 102
Format / Quality: PDF
Size: 4,5 Mb
Language:Russian

Цитата:

Гатаулла Баязитов


Современный мир столкнулся с волной исламофобии, вызванной катастрофическим непониманием сути религии Ислама, а также происходящих в мусульманском мире изменений. Самые влиятельные российские политики, включая президента В. В. Путина, объясняют согражданам принципиальную несовместимость Ислама и террора, способность этой религии откликаться на вызовы современности. Но даже самое лучшее политическое выступление стоит подкреплять убедительным словом богослова, объясняющего изнутри суть своего вероучения. Такую уникальную роль сыграл в России конца позапрошлого века петербургский ахун Гатаулла Баязитов.

Тогда только недавно закончилась Кавказская война, под лозунгами защиты религии Ислама шло сопротивление российским войскам в Средней Азии, на Балканах и Закавказье, в Африке появился Махди, объявивший себя предвестником Страшного суда, а число мусульман возросло в самых различных уголках Европы и Азии, да уже и в самой Европе. Ситуация требовала глубокого анализа, но всегда проще создать образ деспотичного кровожадного врага с ятаганом или стингером, пришедшего из глубин средневековья. Вся эта информация подавалась под изрядной приправой в тогдашних желтых периодических изданиях, а публика в те времена еще больше была подвержена влиянию любой развесистой клюквы. В свете возвращения мусульман в веру своих предков православным миссионерам также было выгодно объяснить этот процесс фанатизмом мусульман. В этих условиях ктото должен был взять огонь на себя. Этим улемом оказался Гатаулла Баязитов.
Гатауллахазрат родился в деревне Тюменсу Касимовского уезда Рязанской губернии в семье имама. Начальное образование получил в медресе своего отца, затем учился в медресе «Баймурад» Касимовского уезда, затем в медресе «Кышкар» Казанского уезда. Касимовские татары славились своим знанием русского языка и российских реалий, а медресе «Кышкар» давало блестящую подготовку для будущих полемистов. Эти два знания соединил в себе молодой имам. По возвращении в деревню Чутай Баязитов преподавал логику и философию.

Талантливого хазрата быстро заметили. В годы великих реформ в России в больших городах росло татарское мишарское население, которому требовались образованные и энергичные имамы. В 1871 году Баязитов получил приглашение из Петербурга, где возглавил и по сути создал 2й мусульманский приход, позднее стал военным ахуном Петербургского гарнизона. Одновременно он состоял переводчиком, лектором тюркских наречий и мусульманского права в Учебном отделе восточных языков Азиатского департамента при Министерстве иностранных дел, преподавателем основ Ислама в разных учебных заведениях Петербурга, в том числе и в Пажеском корпусе. В Петербурге Баязитов изучает русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Он был вхож в высшие круги имперской администрации, был лично знаком с председателем Совета министров П. А. Столыпиным.

Баязитов сознавал необходимость деятельности мусульманской интеллигенции в создании условий для удовлетворения духовных потребностей единоверцев. Первым шагом на этом пути он считал создание национальной периодической печати. В 1880е годы Баязитов обращается за разрешением издавать газету «Хэфтэ» («Неделя») на татарском и русском языках, но только в сентябре 1905 года получает разрешение и становится учредителем и редактором первой газеты на татарском языке — «Нур» («Свет»). В газете Баязитов освещал общественное движение мусульман России и протестовал против планов расчленения Оренбургского магометанского духовного собрания.

В 1881 году Баязитов от имени мусульманской общины Петербурга обратился к властям за разрешением на строительство мечети. Всероссийская кампания по сбору средств на строительство Петербургской кафедральной соборной мечети в 1880е годы. стала видным феноменом общественного движения российских мусульман. В газете «Тарджеман» И. Гаспринский отмечал особо щедрых дарителей и особо активные общины. Сама мечеть выступала символом статуса Ислама как официальной религии в пределах Империи. Однако только в 1906 году Баязитову удалось получить разрешение правительства учредить Особый комитет уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети, который он возглавил. Торжественный акт закладки мечети состоялся в феврале 1910 года.

В книге «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука» (СПб., 1887) Баязитов вступил в полемику с французским ученым Ренаном, который заявлял о несовместимости положений Ислама и рационального знания. Миссионер Миропиев с раздражением констатировал, что, прочитав книгу Баязитова, «русский заурядный интеллигент невольно пленится высотой учения Ислама и обаятельной личностью основателя его, Мухаммеда». Известный русский публицист Александр Амфитеатров в 1898 году опубликовал похвальный отзыв на книгу Баязитова, поддержав главный ее тезис: «Ислам в своем первоисточнике не мертвящая сила, он призывает своих исповедников к прогрессу, в принципе веротерпим к иноверцам, терпим ко свободному мнению даже в области религиозного мышления, благоговеет перед наукой».

В работе «Отношение Ислама к науке и иноверцам» (С‑Пб., 1887) Баязитов доказывал, что веротерпимость является одним основополагающих принципов Ислама, а его цивилизованное отношение к иноверцам (а не приспособление к новым веяниям времени и европейской цивилизации) — один из основополагающих принципов этой религии. В работе «Ислам и прогресс» (С‑Пб., 1897) Баязитов утверждал о принципиальной совместимости Ислама и прогресса. Он считал, что «конечный идеал, к которому стремится человечество, и окончательная цель его развития на земле — есть объединение религии и науки, этих высших областей духовного мира человека».

Книги Баязитова стали откровением для русского читателя и вообще европейского читателя, так как в них они впервые смогли прочесть рассуждения о сущности Ислама и его роли в европейской цивилизации, выдвинутые российским мусульманином. Сегодня мы должны продолжить святую миссию Гатауллыхазрата в объяснении сущности современного Ислама для наших российских сограждан.

А. Хабутдинов,
д. и. н., проф


Цитата:
Баязитов Атаулла - — писатель; магометанин, происхождения татарского, род. в 1846 г. в Касимовском уезде, Рязанской губ., где отец его был имамом. Учился в медресе близ Касимова, потом сам стал преподавать в нем, преимущественно логику и философию. В 1871 г. мусульманское общество Петербурга избрало Б. имамом столичной мечети. В 1886 г. возведен в сан ахуна. Служит переводчиком тюркских языков при азиатском департаменте минист. иностр. дел и преподает тюркские наречия на курсах восточных языков, устроенных при мин. иностр. дел. Здесь же временно читал лекции по мусульманскому праву. Б. принадлежит к числу тех весьма редких представителей мусульманства, которые хотели бы примирить принципы новейшей цивилизации с духом Корана. Этому посвящены его брошюра: "Возражение на речь Эрнеста Ренана, сказанную в научной французской ассоциации" (СПб., 1883) и книги "Отношение Ислама к науке" (СПб., 1887) и "Ислам и прогресс" (СПб., 1897). Первые два сочинения переведены на турецкий язык и изданы в Константинополе. Рецензии о последнем сочинении Б. помещены в "Нов. Вр." за 1898 г., в 8205. Кроме того, Б. напечатал статьи: "Вопрос о просвещении инородцев" ("Восточн. Обозр.", 1885, № 10); "По поводу мусульманского фанатизма" ("СПб. Ведом." 1886 г., № 123); "По поводу помещенного в одной газете известия о скором обращении всех в ислам" ("Голос" 1882 г., № 308); "В защиту татарских мектебе и медресе в России" ("Сын Отечества", 1892, № 338); "В защиту татарской литературы от цензуры" ("СПб. Ведомости", 1891, №№ 96—214) и др. Сильно распространена среди мусульман средних и восточных губерний России, в качестве элементарного руководства мусульманского нравоучения, составленная Б. биография Магомета на татарском языке, под заглавием "Возникновение Ислама" (изд. 1881 г.), а также книжка для элементарного обучения на татарском языке, "Дунья-Маншат" ("Жизнь и свет"), изд. в 1883 г. {Брокгауз}

http//photoload.ru/data/29/2c/de/292cdeba8144fb121619c52840aa1ce9.jpg


Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!


Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 3014
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: