Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч. 6. Наречие таранчей (уйгуров).

29.10.13 | yabgu


http//photoload.ru/data/f9/95/99/f9959930363d88d6fbb85037dabbfd.jpg


Proben der Volkslitteratur der türkischen Stämme Süd-Sibiriens, Volume 6 / Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч. 6. Наречие таранчей (уйгуров).
Author: Радлов В.В.
Publisher: С-Петербург,.Тип. Имп. АН
Publication date: 1886
Number of pages: 214
Format / Quality: PDF
Size: 12,8 Mb
Language: Russian-German- Turkic

Цитата:
Исследования В.В. Радлова, проведенные за 12 лет пребывания на Алтае, внесли значительный вклад в развитие отечественных археологии, этнографии, лингвистики, востоковедения. Многие результаты его изысканий были позже уточнены и развиты другими учеными, они до сих пор не потеряли своей актуальности и по сей день используются в литературе:
•создание эволюционной схемы развития сибирских археологических культур;
•этнографическое описание тюркских народов Сибири и Средней Азии, этногенетические построения;
•опыты объяснения специфики исторического развития охотничьих и кочевых народов;
•введение в научный оборот нового фактического материала по тюркским языкам, результаты изучения многих «живых» и почти всех основных памятников древних тюркских языков, создание общетюркского словаря, утверждение методов сравнительного языкознания.

В.В. Радлов уже во второй половине XIX в. опирался на методологию комплексного изучения этногенеза народов. В современных реконструкциях традиционных обществ и культур ведущая роль принадлежит междисциплинарным исследованиям. Конечно, комплексность изысканий В.В. Радлова была совершенно другого уровня, характерного для XIX в. Прежде всего она была обусловлена слабой дифференциацией научных знаний, побуждавших ученых исследовать объект в его целостности, получить о нем всестороннее представление, анализируя все доступные виды источников (Геннинг В.Ф., 1982, с. 65). Тем более, на фоне этих особенностей дореволюционной науки, особенно оригинальными и современными выглядят методические построения Василия Васильевича, основанные на использовании географических, археологических, этнографо-лингвистических, естественнонаучных и других данных. В результате его комплексных этногенетических изысканий появились не только новые знания о нерусских народностях, но и опыт применения новой теоретической и методической базы исследования.

Важно также заметить, что В.В. Радлов, конечно же, не был свободен от самых распространенных в XIX в. научных теорий географического детерминизма, эволюционизма, социального дарвинизма, диффузионизма, т.е. был ученым своего времени. Однако он никогда не двигался слепо вслед за абстрактными построениями, непосредственное общение с изучаемыми народами, тщательное, внимательное изучение их жизни всегда имели для Василия Васильевича первостепенное значение.

За годы своих путешествий ученому удалось собрать целую энциклопедию новых этнографических, лингвистических, исторических сведений о малоизученных тогда тюркоязычных народах Западной и Южной Сибири, Средней Азии, Монголии. Актуальность его исследований не вызывала сомнений, т.к. они были связаны с государственными и культурными интересами России, в состав которой входили нерусские народы. Часто они даже не имели своей письменности, какие-то из них уже во времена В.В. Радлова теряли свою самобытную культуру, ассимилируясь с соседями, в том числе и с русскими. Кроме того, благодаря путешествиям ученого российская наука обогащалась новыми Ф данными и о народах соседних восточных государств. Василий Васильевич, как известно, проводил свои исследования на пограничных территориях, давал географические описания труднопроходимых районов, составлял маршрутные карты. Большое значение (не только научное, но и практическое) имели собранные В.В. Радловым сведения о малоизвестных тюркоязычных народах России и об их соседях.

За двенадцать лет своего проживания на Алтае В.В. Радлов побывал у южных и северных алтайцев, у западносибирских татар, а также у шорцев, тувинцев. Кроме того, Василий Васильевич изучал такие среднеазиатские народности, как таранчи (уйгуры), сарты, таджики, узбеки, каракалпаки, казахи, киргизи и др. В его работах предлагались исторические сведения о народах: об истории их расселения, миграциях, взаимных контактах. Для исследователя одинаково важным был и сбор лингвистических сведений, и этнографическая характеристика народов, включавшая описание материальной и духовной культуры.

Значение вклада В.В. Радлова в исследование мало известных науке тюркоязычных народов велико. В настоящий момент некоторые народы, изученные Василием Васильевичем, уже не существуют, поэтому его работы являются историческим источником. Полученные и опубликованные им сведения не потеряли своей актуальности вплоть до настоящего времени. Сейчас они активно используются современными исследователями при разработке сложнейших проблем этнической и этнокультурной истории народов Южной Сибири и сопредельных территорий.

ImageImage

Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Password: turklib


Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2609
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: