Древняя Передняя Азия и проблема древнетюркской прародины

05.01.09 | Xurshid


http//photoload.ru/data/82/87/52/828752f77ada1b8badf688bb8be59f9d.gif

Древняя Передняя Азия и проблема древнетюркской прародины
Автор: А.М. Харитонов ТИГ ДВО РАН, г. Владивосток
Издатель: Интернет-журнал ARBA.RU
Дата издания: 18.10.2002


Древняя Передняя Азия и проблема древнетюркской прародины

(предварительные материалы)


Местом возникновения древнетюркского языка традиционно считается Центральная Азия. Временем возникновения (2) считает ранний железный век, исходя из данных глоттохронологии и, видимо, времени начала железного века в данном районе. Но так ли это? На наш взгляд имеется немало данных, которые свидетельствуют о другом месте тюркской прародины, но которые весьма своеобразно истолкованы тюрковедами.

1. Данные биологии


Исходя из наличия ностратической общности, логичнее предположить образование древнетюркской народности где-нибудь ближе к Передней Азии, возможно рядом с индоевропейцами. Об этом свидетельствует ряд сопоставлений: в частности, авторы ближневосточной теории происхождения индоевропейцев Иванов и Гамкрелидзе (5) приводят следующий список животных, которые характерны для южных районов и данного региона в том числе. Так, в индоевропейском языке встречаются слова обозначающие слона, леопарда, обезьяну, льва, шакала, краба. Сравним это со списком животных древнетюркского языка. Здесь мы встречаем все тех же слона, леопарда, льва, обезьяну, кроме того, гиену. Как и в языке индоевропейцев, в древнетюркском есть название для лосося, березы. Однако если учесть, что современный лосось встречается не далее Азии Средней (но не Центральной!) близ Арала, то налицо явное противоречие. Между тем сегодня лососевые встречаются на северо-западе Передней Азии в реке Оронт и в верховьях Евфрата и Тигра (6, с.162).

2. Данные климатологии


Продолжим сравнение далее. Мы в (1,3) дали еще два обстоятельства в пользу ближневосточной прародины индоевропейцев. Первое из них касается происхождения слова "зима" из понятия "льет дождь", что свидетельствует в пользу средиземноморского типа климата, который отличают именно зимние дожди (точнее осенне-зимние). В древнетюркском понятие "зима" связано только с холодным временем года. Однако не все столь просто - в родственных тунгусо-маньчжурских языках в ряде случаев этимологически сходные с "зимой" слова сопровождаются пометкой "холодный (о жидкости)". Скорее всего в праалтайской основе *gil'o "холод, холодное время года" зима должна быть не только холодным, но и дождливым сезоном! Показательно, что фонетически данное слово напоминает русское "жильё"! Да и у древних тюрок прослеживается связь осень - дожди в праалтайской основе слова "осень". Что это как не свидетельство о холодных осадках осени - зимы, характерных для бассейна Средиземного моря?

3. Данные астрономии


Сейчас сложно говорить об астрономических доказательствах в определении тюркской прародины, которые для индоевропейцев дали полосу в 36-42 градуса с. ш. по распределению созвездий и виду звездного неба, что позволило исключить из числа вероятных прародин Балканы. Это и есть второе из выведенных нами обстоятельств в пользу ближневосточной прародины индоевропейцев. Однако созвездия тюркского неба в общем соответствуют индоевропейским, что говорит о возможном общем же происхождении. Даже название планеты Венеры сопоставляется тюрками со словом "любить"!

4. Данные мифологии.


С Шумером связывает древних тюрок наличие божества, именуемого Тенгри, при шумерском dingir "бог". Кроме того, в составе окружающих шумеров народов выделено племя турукки. И хотя И.М. Дьяконов (7, прим. к с.178) призывал ни в коем случае не считать их тюрками, само это имя все же возможно и дало начало имени Тюрк. Оно близко к основе Тарх, часто встречающейся в мифологии у различных индоевропейских народов (Таргитай, Тархун и др.(8, с.248-249). Возможно, что имя турукки перенесено шумерами с их прежней родины (вероятно, из районов современной северо-западной Сирии). Тогда племя турукки могло бы стать обозначением для любого другого народа, в т. ч. и нынешних тюрок! Не связано ли оно со словом "торг"?
Не исключена связь названия Алтай (Алатау) с фольклорным камнем Алатырь и даже арабским Аладжар Алсад (имя черного камня Каабы). В последнем случае заметим, что древнетюркское *oba ("род") явно имеет связь с oba - "куча, собрание камней". Это можно связать с сюжетом рождения ребенка из камня (земли), который встречается у ряда народов, вероятно беря начало с Ближнего Востока (см. 4). Очень интересно, что муравьев в древности называли *kumyr-ska. Нет ли здесь связи с народом киммерийцев, а также греческой легендой о происхождении племени Ахилла мирмидонян от муравьев?
Мифологические родословия также свидетельствуют о возможной близости славянских и тюркских народов в древности. В связи с этими параллелями хочется остановиться еще на одной работе В.В. Иванова (10), где он отмечает разительное сходство хеттского neka- "младшая родственница, дочь, сестра" с тунгусо-маньчжурскими понятиями на тему родства. Соответствие данному общетунгусо-маньчжурскому слову ищут в якутском нохо, ноко (обращение старших членов семьи к младшим), негидальское нэху - "младшая сестра, младший брат", эвенкийское нэку "младшая сестра, младший брат, младший родственник и т.д. В (11, с.137) добавляется сравнение с уральским ni?a "женщина, молодая женщина". Однако В.В. Иванов считает, что это слово не может быть заимствованным по историческим и географическим причинам. Это странно, т.к. как раз в (12) подобные высказывания И.М. Дьяконова (9) и подвергались резкой критике. Более того, главный первопредок якутов зовется Эллеем (Эллин?), а у греков есть богиня Ника (семитская Никкаль).

5. Археологические и исторические данные


Можно согласовать с данными лингвистики и железный век на Ближнем Востоке, который начался здесь во 2 тыс. до н. э. Правда время существования древнетюркского языка отодвинется в прошлое примерно на 1000 лет, но такая ошибка в рамках глоттохронологии вполне допустима.

6. Лингвистические заимствования


Древнетюркский язык имеет ряд заимствований из индоевропейского, в частности иранских языков. Так, праформа названия осины реконструируется только на индоевропейском уровне (2, с.131). К очень древнему слою заимствования, вероятно, может быть отнесено слово "сука", возможно "вол" и т.д.
В древнетюркском языке для обозначения слова "народ" служила основа *bodun. Не является ли она отражением современного "бедуин"? Возможно, основа berdin "южная сторона, правая сторона" (13, с.136) также отражает тоже самое понятие, если предки тюрков жили к северу от предков арабов.
Древним месопотамским заимствованием является и слова "топор" и "секира" (2, с.397, 577). Типологическая параллель усматривается и в применении терминов техники в поэзии как в индоевропейском языке (2, с.612). Довольно странным выглядит и то, что в древнетюркском просматривается много заимствований из персидского, а не восточно-иранских языков, исходя из центрально-азиатской прародины. Очень существенны связи индоевропейского и якутского языков (см. 15), где насчитывается более 200 связующих корней. Данный список вполне может быть продолжен специалистами.

7. Прочие данные


Любопытно, что в древнетюркском языке слово "медь" (*jer') очень фонетически близко форме "земля" (jer). Нет ли здесь связи с медным царством русских сказок? Более того, красный цвет меди не есть ли свидетельство преобладания красноземов на земле тюркской прародины? Подобное соотношение хорошо вписывается в красные почвы восточного побережья Средиземного моря. Ведь по преданию из красной глины был создан Адам. Обращает на себя внимание также древняя основа "плавить(ся) - о металле" - *syr'-, которая может быть связана с именем страны Сирии.
У древних тюрок преобладала восточная и южная, судя по языку, ориентировка по странам света, что роднит их с другими народами, в т.ч. арабами и индоевропейцами (см. 13, с.133-140).
Таким образом, и в вопросе о прародине древних тюрок такие географические науки как климатология и топонимика вполне могут служить вспомогательным средством для подтверждения в совокупности полученных неожиданных результатов. Более того, даже если автор ошибается и пратюрки обитали где-то в другом месте, праалтайцы несомненно проживали еще на Ближнем Востоке, а не в Средней Азии, как думает, например, К. Ренфрю (14).

Литература


1. Харитонов А. М. Перспективное направление в физико-географических исследованиях // Актуальные географические проблемы регионов. - Чебоксары, 2000. - С. 65-68.
2. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. - М.: Наука, 1997. 800 с.
3. Харитонов А.М. Применение методов климатологии в лингво-исторических исследованиях // Вторая региональная научно-практическая конференция к Всемирным дням воды и метеорологии. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - С. 31-32.
4. Харитонов А.М. Об одной китайской параллели к греко-угарито-кавказской трактовке мифа о чудесном рождении ребенка из камня //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып.4. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2002. - С. 60-64.
5. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема. Временные и ареальные характеристики общеиндоевропейского языка по лингвистическим и культурно-историческим данным // Древние цивилизации. От Египта до Китая. - М.: Ладомир, 1997. - С.591-614. (ВДИ. - 1980. - №3).
6. Жизнь животных. Т.4. Ч.1. Рыбы. - М.: Просвещение, 1971. 656 с.
7. История древнего мира. Кн.1. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1989. 472 с.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987. 784 с.
9. Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // Древние цивилизации. От Египта до Китая. - М.: Ладомир, 1997. - С.477-490. (ВДИ. - 1982. - №3 - 4).
10. (Иванов В.В.) Праязыки как объекты описания в издании "Языки мира" //Теоретические основы классификации языков мира. - М.: Наука, 1980. - С.181 - 207.
11. Иванов В.В. Разыскания в области анатолийского языкознания 15а, 18а, 19а, 20-24 //Этимология. 1979. - М.: Наука, 1981. - С. 130-138.
12.
13. Мурзаев Э.М. Слово на карте - М.: Армада-пресс, 2001. 448 с.
14. Ренфрю К. Разнообразие языков мира, распространение земледелия и индоевропейская проблема // ВДИ. - 1998. - №3. - С. 112 - 122.
15. Гоголев А.И. Отражение древних алтае-индоевропейских связей в культуре и языке якутов // Вопросы истории. - 1998. - N 11-12. - С. 113-118.

А.М. Харитонов ТИГ ДВО РАН, г. Владивосток




Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 5748
Рейтинг:
  • 4

Смотрите также: