Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа - Сообщения о Сельджукcком государстве - Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях - 1980

26.04.09 | Xurshid


http//photoload.ru/data/ed/73/36/ed7336aa18ce41622a5b41a6a62f4fea.jpg

<b>Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа - Сообщения о Сельджукcком государстве - Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях - 1980</b>
Author: Садр ад-Дин ал-Хусайни
Перевод З. М. Буниятова
Publisher: М. Восточная Литература - 1980
Format / Quality: Pdf
Size: 1,84 Mb
Language:Russian

Цитата:
Предлагаемое вниманию читателей сочинение Садр ад-Дина Абу-л-Хасана 'Али ибн Абу-л-Фавариса Насира ибн 'Али ал-Хусайни имеет на титульном листе рукописи название Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа («Сообщения о Сельджукcком государстве»), но во введении к тексту оно именуется Зубдат ат-таварих [фи] ахбар ал-умара' ва-л-мулук ас-селджукиййа («Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях») и в каталог рукопись вошла под этим названием 26.

Авторство Садр ад-Дина ал-Хусайни, его титул саййид и заглавие сочинения Зубдат ат-таварих подтверждают Камал ад-Дин Ибн ал-'Адим (1192—1262) 27 и 'Ала' ад-Дин Джувайни (1225—1283) 28.

Последним событием, упомянутым в книге ал-Хусайни, является смерть атабека Узбека и прекращение династии Ильдегизидов в 622/1225 г. Но сообщение об этом находится в последней главе (по условной нумерации — 41-я). Эта глава, как и предшествующая, 40-я, производит впечатление позднейшего добавления. Они содержат краткие и отрывочные перечни — в главе 40 перечислены сельджукские султаны от Тогрула I до Санджара (пропущены Бёркийарук и малолетние султаны — Махмуд I и Малик-шах II), а в 41-й — их мамлюки, ставшие владетелями и основателями династий. Эти главы оторваны от основного изложения, и Кл. Каэн считает, что они были прибавлены позднейшим переписчиком 29. (13)

Уже при первом знакомстве с рукописью Зубдат ат-тавapux специалисты пришли к заключению, что это сочинение основано на трудах предшественников 30. Однако из источников, которыми пользовался автор Зубдат, можно точно определить лишь один — сочинение 'Имад ад-Дина ал-Исфахани Нусрат ал-фатра. Автор Зубдат ссылается на Имад ад-Дина (лл. 436, 556), и сопоставление текстов позволило заключить, что для времени с 485/1092 по 547/1152 г. Нусрат ал-фатра является для него главным источником. 31

Правда, текст Зубдат ат-таварих свободен от риторических фигур и замысловатых иносказаний, свойственных садж'у (рифмованной прозе) 'Имад ад-Дина, изложение в Зубдат сжато, внимание автора здесь сосредоточено почти исключительно на деятельности султанов и эмиров, характеристика везиров (основной сюжет источника 'Имад ад-Дина — сочинения Ануширвана ибн Халида) занимает мало места, но содержание рассказов о событиях этих лет в обеих книгах совпадает и текстуальная зависимость от 'Имад ад-Дина видна в Зубдат вполне отчетливо. Что же касается источников сочинения ал-Хусайни в части, посвященной ранней истории сельджуков, то здесь сравнение с текстами, дошедшими до нас, не позволило установить, какие сочинения были использованы.

Узнайте Правила устройства электроустановок - чтобы не допустить ошибок.

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 3563
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: