Устное народное творчество в воспитании детей

13.03.14 | admin


Частенько в повседневной жизни мы встречаем выражение «Устное народное творчество», а какую оно роль играет в воспитании подрастающего поколения, и почему устное, да еще и народное?



Творчество – от слова «творить». Как только первобытный человек научился говорить и складывать слова в предложения, стали появляться первые рассказы, сказки, потом это были баллады и эпосы. А так как создателем и хранителем является народ, передающий их из уст в уста как наследство, то и называется такой вид творчества - устным народным.



Особое место в нем занимают жанры, появившиеся для детей. Это и колыбельные песенки, и сказки, которые мамы и бабушки рассказывают на ночь, частушки и прибаутки, а также легенды. Все они представляют детское устное народное творчество. Каждый рассказ, каждое слово несет в себе особый смысл для ребенка и может повлиять на его дальнейшее восприятие окружающего мира и формирование характера. Например, легенды о древних героях или средневековых рыцарях, или их биографии, описанные в балладах, являются примером мужества, отваги и чести.



Есть еще один вид детского фольклора – то, что придумывают сами дети. Это всевозможные страшилки, дразнилки, считалки. Они ярко иллюстрируют внутренний мир ребенка, а придумываются детьми на основе услышанных ими же от родителей народных произведений, только привязывая уже к окружающим их вещам, повседневной жизни. Кто из нас не помнит «Сороку-белобоку», ту самую, которая «кашу варила»? Рассказанная нами своим малышам, она может превратиться и в мышку, которая зерно носила, и в собачку, да в кого угодно! Каждый ребенок придумает что-то свое, появится новая потешка, но смысл останется неизменным: кто не работает, тот не ест.



Устное народное творчество настолько многогранно, что на каждый поступок можно найти соответствующую пословицу или сказку. Часто о том или ином предмете дети узнают именно из сказок или легенд. Любознательные школьники любят читать биографии знаменитостей, которые, кстати, можно прочитать здесь.



Однако, наряду с несомненными положительными воспитательными моментами в фольклоре, присутствовали и отрицательные: народ высмеивал помещиков, господ, церковь и часто, не стесняясь в выражениях. Здесь могли удивительным образом сочетаться восхваление природной красоты полей и лесов, и порицание, в довольно резкой форме, помещика. Поэтому, просветители и учителя старались выбирать для детей именно то, что не несет в себе негатива. Например, знаменитый учитель Константин Ушинский, составляя свою книгу «Родное слово», предназначенную для прочтения детям, отбирал самое светлое и лучшее - пословицы, поговорки и сказки, которые были не только поучительными, но и были наполнены добром.


Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2556
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: