Новые материалы по истории казахского племени адай.

18.07.10 | amankos_75


http//photoload.ru/data/3a/6a/75/3a6a751be9f12241133a921e46c6e83a.jpg


<b>Новые материалы по истории казахского племени адай</b>
Author: Нурумбаев А.А.
Publisher: Turkiston Kutubxonasi
Publication date: 2010
Format / Quality: Txt
Language:Russian

http//photoload.ru/data/78/6a/16/786a16ce5a6ba7d3213838f0ca3b4163.jpg


Новые материалы по истории казахского племени адай


В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Ге¬родота и Страбона, на берегу Каспийского моря еще во II в. до н. э. Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров)— «адаи» (островитяне). (С. Аманжолов). Вторая версия о происхождении адаевцев Мангышлака была высказана историком А. Нурмагамбетов, согласно которой адаи является прямыми потомками древнего телеского (гаогюйского) племени Адйе/Аде/Ады (Нурмагамбетов А.). Давайте, дорогие читатели, попробуем разобраться в этих двух противоположных мнениях казахских учёных.
Начнём, пожалуй, с того, чем, прежде всего, руководствовались наши исследователи в своих изысканиях. С.Аманжолов, как филолог не мог не обратить внимание на созвучие этнических имён дай~ адай. Во-вторых языковед учёл факт проживания казахов-адаев на Мангышлаке ( Западный Казахстан ), где в античные времена, согласно древним источникам, проживали дахи~ даи, начиная с III в.до н.э. ( Кляшторный С.Г. ). Это, по мнению автора этих строк, вполне разумно и естественно. Однако давайте проанализируем и доводы Нурмагамбетова А., который опираясь на мнения многих известных исследователей, считал, что первоначальной родиной тюркских племен являлся Алтай и степи Монголии. Историк в своей работе по этому поводу приводит слова академика А.А. Куникова, который писал: «Алтай, первоначальное гнездо тюркских племен, стал высылать орду за ордой на Западную Азию и Черноморье». Далее Нурмагамбетов А. также цитирует другого не менее известного исследователя Н.А. Аристова, который в частности, писал: «Вообще, состав Малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, вошли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбою из Монголии и с Востока степи на Запад». На этом основании казахский историк делает следующий вывод: «Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая». Сразу хотелось бы заметить, что автор этих строк не является сторонником мнения о том, что тюркские народы, как и тюркский язык, вышли сугубо из Алтая и Монголии. В связи, с чем хотелось бы привести слова известного татарского языковеда Закиева М.З.: «Тюркологи долго продолжали и многие сейчас продолжают следовать некоторым мифам традиционного европоцентризма. Согласно одному из них, прародиной тюрков был Алтай, якобы оттуда они начали распространяться по другим регионам Евразии, особенно, в III в. — в период «великого переселения народов»… Между тем, первые же объективные исследования дают материал, доказывающий наличие тюрков во многих регионах Евразии задолго до н.э. и создание ими богатой древней, культуры». Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: Древнетюркские племена занимали довольно обширную территорию Евразии, а не ограничивались лишь землями Алтая и Монголии. Стало быть, вести происхождение всех современных тюркоязычных народов только из Алтая в корне неверно. Но вернёмся к теме нашей работы.
Нурмагамбетов А. в своей работе о происхождении адайцев пишет следующее: «В своей "Географии" Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов. Дайское происхождение адаев у нас вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно еще доказать причины появления «а» перед словом дай. Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона. Все это дает нам основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники». Далее исследователь приводит исторические материалы в которых упоминаются названия древнетюркских племён похожих по звучанию на этноним адай: «В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Аде. Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты. И если учесть сведения Рашид ад-дина о том, что Меркиты еще называется Одоют, это - любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гаогю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады. Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI-VIII вв. кроме прочих родов был и Адйе. Л.Н. Гумилев в составе телесцев упоминает тот же Адйе, иногда Аде». Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, по мнению Нурмагамбетова А., произошла уже в тюркской языковой среде. « Остается предполагать, - далее пишет Нурмагамбетов А.,- исходя из исторических фактов, что изучаемые нами адайцы не аборигены этого края, а пришельцы из степей Монголии или окрестностей Алтая, в известной степени, смешавшиеся с другими тюркскими племенами и народами».
Сомнения Нурмагамбетова А. относительно дайского происхождения казахов-адаев вполне резоны и актуальны. Однако хотелось бы возразить фактам Нурмагамбетова А., противоречащим дахскому/дайскому происхождению казахов-адаев. Во-первых в истории древних племён античной эпохи известны случаи появления префикса «а» перед словами: префикс «а», был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы). Во-вторых древние племена дахов~даев, по словам А.Марцелина « были предками алан», т.е. дахи~даи в последующей своей истории выступают под этническим именем алан. В свою очередь путешественник 18в. Якоб Рейнеггс пишет: « …в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…». ( Мизиев И.М.). Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы этей и эдек в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)). К этому стоит добавить следующее: а) в Северной Осетии находится гора Адай-кух; б) в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай. Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с 1в.н.э. В-третьих, не исключена так же возможность связи этнонима адай с аланским племенем Ас через чередование согласных звуков – д/з -, характерного для тюркских языков. Сравни: адай—азай—асай. В-четвёртых, в родовой структуре адайского племени сохранился этноним ален (адай> тобыш >бегей >косак >косаяк> ален), который несомненно связан с этнонимом алан. В-пятых, согласно мнению казахского учёного С.Кондыбая, родовой клич (уран) казахов-адаев – Тегелен, есть трансформированный во времени вариант слова Дахалан (дах+алан).

Таким образом, нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. Вообще здесь стоит заметить, что территория Западного Казахстана издревле служила местопребыванием сармато-массагетских племён и их потомков. И.В.Пьянков обоснованно считает также, что племенное объединение массагетов являлось "очевидно, одним из далеких предшественников" казахского младшего жуза. Мнение о массагетах, как отдаленных предках казахов, не ново - в виде предположений и косвенно оно выражалось еще Ф.Г.Мищенко (1889), Ю.Юнге (1939). Действи¬тельно, этнографическая характеристика массагетов (Геродот, 1,215,216) ,их прямых потомков аланов (Аммиан Марцеллин, XXXI ,2,18) соответствуют общим параметрам культуры и быта ка¬захов. Вот, что отмечает в одной из своих работ археолог Аджигалиев С.И.: «Массагетский субстрат явился основополагающим для эт¬носов Арало-Каспия в течение более, чем тысячелетия, непосред¬ственно повлияв на происхождение целого ряда коневодческих на¬родов - дахов /даев, сарматов, аланов и др., расселение кото¬рых, в частности, в межаралокаспийском районе (по письменным источникам) подтверждается уже археологически: дахо-массагетское святилище "Байте" (Л.Л.Галкин, Г.А.Кошеленко,1988), аланский клад у оз.Батыр (К.М.Скалон,1961)…Тем не менее "массагетский пласт" наиболее полно, ком¬плексно проявляется в специфике традиционно-бытовой культуры западных казахов - в особенности, в таком архаичном ее раз¬деле, как погребально-поминальный цикл: терминология, наличие поминок жуз (на сотый день), как и у соседних народов Арало-Каспия (туркмен, каракалпаков), массовый оригинальный ком¬плекс памятников погребально-культовой архитектуре, с харак¬терным для них воплощением массагетского культа коня-Солнца (стелы - коновязи и т.д.). Оригинальность присуща и ювелирно¬му искусству Западного Казахстана (геометрический стиль), связываемому исследователями также со своеобразием этноистории района. В этой связи следует считать вполне правомерными сопос¬тавления типа: дахи/даи/ /адаи (крупный род казахов Мангышлака и Устюрта) и т.д… Древний этнический субстрат проявился также в антропо¬логических (O.И.Иcмaryлов ,I982), а, возможно, и психологичес¬ких особенностях западных казахов».( Аджигалиев С.И.). Согласитесь, что это веские доводы в пользу дахского происхождения казахов-адаев. Так же нельзя здесь не отметить, что имя аланов вошло в мифогенеалогический и мифоэпический комплекс родоплеменного союза алшын( адайцы являются неотъемлемой частью этого союза племён -Н.А.) в качестве имени первопредка Алау, эпического героя Алау батыра. В генеалогии Алау (Алан) – прародитель алимулы и байулы - и его старший брат Аргимак – прародитель жетиру - являются сыновьями Алаша или Алшина. От Алау остались два сына - Кыдуар и Кыдырбай. От старшего Кыдуара произошли алимулы, а от младшего Кыдырбая-байулы. Имя аланов сохранилось также в топонимике Западного Казахстана. Так на п-ове Мангышлак встречается топоним Алан-кала. Напомню дорогим читателям, что племя адай входит в состав родоплеменного союза казахов, который известен под названием Младший жуз. Вторым параллельным названием этого союза, объединения служит этническое имя Алшын. Казахи Младшего жуза издревле занимали необъятные просторы Западного Казахстана.

Несколько слов о распространении этнонима адай и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только. Выше было отмечено, что фонетический вариант этнонима адай в форме эдей или эдек-алан зафиксирован в долинах Главного Кавказского хребта. В Северной Осетии этноним адай дал название горе Адай-кух, превратившись тем самым в топоним; в Балкарии же есть ущелье Адайком и родник Адай. Наиболее древними племенами в Балкарии считались следующее: тюмен-маджар, хазар-маджар, ногъай-маджар, адай, асан, къарабугъа, боташ, акътай, следы которых в современных патрилинейных образованиях обнаруживаются уже с трудом. Так, могущественная патронимия Чегема - Согаевы относила себя к племенному роду "адай". Не исчезли из памяти народа древние топонимы: нынешний Нижний Чегем в прошлом назывался Баш Адай, а район Лечинкая - Тюп Адай. Пастбищно-покосное угодье, что располагается в западной части Нижнего Чегема, местные жители и по сей день называют Адай Тюз. ( Малкондуев Хамид Хашимович: « Этническая культура балкарцев и карачаевцев» (Научное издание)).На территории Украины зафиксированы следующие топонимы: Одаи (укр.Одаї) — село наУкраине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр.Одаї) — село наУкраине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай — река вУкраине, правый приток Сулы(бассейнДнепра); Одай –село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области. Среди туркмен существует племя АДАК ИЛИ — второе название племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил . Досл, 'адакское племя'.( С. Атаниязов ). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.); (ср.:адай~адак-Н.А.). В XVII в. в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай.(А. Нурмагамбетов ). В Татарстане до сих находятся сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в древности существовало могущественное и многочисленное аланское племя под этническим именем адай, которое в ходе своей истории было расколото на несколько частей, при чём большая часть вошла в состав протоалшинского союза племён, который имел аланские корни. (подробнее см.: Нурумбаев А.А. Алана и казахи. Ашхабад 2009г.). Какая-то часть адаев вошла в состав северокавказского народа балкарцев, которые, как и казахи-алшины имеют аланское происхождение. До сих пор осетины именуют балкарцев этническим именем Асы, а Балкарию величают именем Устур-Аси. Здесь стоит заметить, что в этногенезе балкарцев, карачаевцев и осетин принимали участие средневековые северокавказские аланы. Недаром, и в древности, и сейчас тюрки — “балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, как, например, адыгейцы ... называют себя адыга, грузины — сакартвело, осетины — ирон, якуты — саха и т.д. Аланами называют карачаевцев менгрелы, ассиями называют балкарцев осетины” [Хабичев М.А., 1977, 75]. Ещё одна часть адаев вошла в состав соседнего родственного народа туркмен под именем адаклы или. Общеизвестно, что в формировании туркменского этноса приняли участие и аланские племена. Так например, в составе родственного, соседнего народа туркмен существует мелкое племя олам и род алам в составе туркменских племён салыр и ёмут. Происхождение этнонимов олам и алам большинство исследователей связывают с именем средневековых алан или асов, живших в 9-10вв. на берегу Сарыкамышского озера (Бахтияров А., Васильева Г.П., Атаниязов С., Толстова Л.С.). Кстати, туркмены-аламы - близкие родственники казахов-алимов и балкарцев-холамов, т.к. трудно не заметить, что этнонимы алим-олам-алам-холам похожи друг на друга, и представляют из себя фонетические варианты этнонима алан. Предки адаев также приняли участие и в формировании якутов, среди которых фиксируются роды Одей, Одугей, Одай. Вероятнее всего, что этноним адай проник к якутам ещё на ранних стадиях формирования якутского этноса, когда предки якутов проживали на территории Монголии и Алтая. Не секрет, что отдельные сармато-массагетские племена проникали далеко на восток в лице юэчжей, которые занимали ведущее место в алтайских и монгольских степях до возвышения хуннов. Уместно будет здесь привести настоящее этническое имя юэчжей китайских хроник, которые именовали себя ас-тохарами. (Ю.А.Зуев и др.). Асы же это одно из этнических имён аланов. Также археологически доказано, что юэчжи принимали участие в этногенезе сармат, т.е. аланов. Я бы сказал по-другому, сарматы принимали участие в этногенезе юэчжей. Ведь доказано, что индоевропейские племена, к коим относятся и сарматы, и саки, и массагеты, и даже юэчжи расселялись с запада на восток. Тут стоит сразу оговориться, что индоевропейские не значит в данном контексте предки европейцев и индусов. В данном случае имеется в виду, что расселялись племена европеоидного антропологического вида, т.к. сарматы, саки, массагеты и юэчжи были европеоидами, правда с незначительной монголоидной примесью. Но их предки, племена андроновской, срубной и афанасьевской культур были чистыми европеоидами. Видимо какая-то часть адаев удалилась от своих соплеменников далеко на восток и осталась там, покорившись хуннам и влившись в их состав, сохраняя при этом свой собственный этноним для внутреннего употребления. В дальнейшем эта часть адаев приняла участие в формировании якутского этноса, совершено забыв о своих соплеменниках далеко на Западе.

Итак, давайте подведём некоторые итоги нашего анализа:
1. Адай- название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с дахами(Аманжолов С.,Востров В.В., Муканов М.С.), которые по А.Марцелину « были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается сообщением Якоба Рейнеггса-путешественника 18в., который пишет: « …в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…». ( Мизиев И.М.). Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы этей и эдек в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)).

2. Этноним адай и его фонетические варианты зафиксированы в различных источниках: а) адай- название племени объединения байулы; б) адай- одно из наиболее древних племён в Балкарии (Малкондуев Хамид Хашимович);
В) адак или — второе название туркменского племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил . Досл, 'адакское племя'.( С. Атаниязов ). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.; ср.:адай~адак-Н.А.); г) Одей, Одугей, Одай - названия якутских родов; д) этноним адай послужил основой для образования следующих топонимов: в Северной Осетии находится гора Адай-кух; в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай.; Одаи (укр.Одаї) — село наУкраине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр.Одаї) — село наУкраине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай — река вУкраине, правый приток Сулы(бассейнДнепра); Одай –село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области; в Татарстане до сих существуют сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах.

3. История племени адай неразрывно связана с историей аланского этноса. Только этим можно объяснить распространение этнонима и топонима адай на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием средневековых алан.

Антропологическая характеристика казахов-адаевцев.


Антропологический тип адаев, который относится к западноказахстанскому варианту туранской (южносибирской) расы, характеризуется глубоким смешением европеоидных и монголоидных элементов, причём последние несколько превалируют. При этом нужно отметить, что монголоидная примесь была несколько мень¬ше у местных популяций тюркского периода (VI-XII вв.), чем позднесредневекового. В общем, основная масса местных насельников тюркского периода Ка¬захстана характеризовалась европеоидными чертами. Тем не менее, обнаруживается непосредственная антропологическая преемственность между населением тюркского и монгольского периодов Казахстана. Если сравнить формирование лингвистической и антропологической общностей, то население Казахстана прежде стало говорить на тюрк¬ских языках и лишь значительно позднее стало монголоидным. Преоб¬ладание монголоидных элементов в разных пропорциях в физическом облике местных насельников наблюдается главным образом в монголь¬ский период. В целом есть основания считать, что переход на тюркскую речь, будь это даже в первых веках нашей эры, не вызвал существенного усиления монголоидности в антропологическом составе предков казах¬ского народа.
Особенности физического облика населения античного и особенно раннего железного века Казахстана развивались со слабым участием монголоидных элементов на базе местных насельников, среди которых больше всего сохранились характерные черты древнеказахстанских племен эпохи бронзы, относящихся исключительно к протоевропейскому типу европеоидной большой расы.
Таким образом, сопоставление древних и современных антрополо¬гических типов Казахстана позволяет установить прочную генетическую связь на протяжении более трех тысячелетий. (Исмагулов О.).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: Предки казахов-адаевцев отличались, в целом, европеоидными чертами с заметной монголоидной примесью. Такое сочетание расовых признаков было характерно и для средневековых аланов, которые после гуннского нашествия влились в их состав, являясь неотъемлемой частью гуннского союза племён. После развала Гуннской империи аланы участвовали в образовании булгарского и хазарского государств. Когда же пал Хазарский каганат большая часть аланских племён влилась в состав западнокипчакского союза племён, который занял прежние «древнехазарские земли», которые в свою очередь прежде являлись «древнеаланскими». Антропологический тип булгар и хазар характеризовался в основном, как европеоидный с заметной монголоидной примесью. Примечательно, что европеоидный комплекс у булгар и хазар представлен средиземноморским и памиро-ферганским антропологическими типами, которые были характерны для сармато-аланских племён. Вот что пишет болгарский доктор Живко Войников о физическом типе булгар: « Из антропологического анализа протоболгарских захоронений устанавливаются следующие факты. Исследования с Кавказа и Поволжья (Трофимова 1956, Кондукторов 1956, Герасимов 1955г.) доказывают, что протоболгары были типичными представителями памиро-ферганской расы (происходившей от палеоевропеоидных групп людей). Встречаются и много северных и средиземноморских расовых типов. Наблюдаются одинаковость с аланскими и сарматскими расовыми типами». А вот что пишет антрополог Алексеев В.П. о хазарах: «Те черепа, которые происходят из хазарских кладбищ, или, лучше сказать, из вероятных хазарских, ибо точной, стопроцентной уверенности нет при расстоянии в тысячу лет и немом в прямом смысле (при почти полном отсутствии письменности - найдены лишь отдельные знаки) археологическом материале, - это черепа людей-европеоидов с небольшой, но четко заметной определенной монголоидной примесью». Стало быть, есть все основания утверждать, что европеоидный комплекс признаков у булгар и хазар связан с местной этнической средой в лице сармато-аланских племён. На вхождение сармато-аланских племён в государственные образования булгар и хазар указывают и данные этнонимии, так например, аланское происхождение имеют и следующие булгаро-хазарские племена: абдал, аваз/абаз (ср. абаз-апасии-апасиаки), авар (смешанное сармато-угорское племя), аликанус, кулас (досл. «подчинённое племя асов»), эсегел/асигел (досл. «народ аланов-асов»), берсил ( ср.: Берсилия – название страны алан (Плетнёва С.А.)). Антропологический облик половцев, как и других их тюркских предшественников в Северном Причерноморье, вероятно, был неоднородным. Так, С.А. Плетнева, описывая несколько половецких захоронений в Белой Веже, отмечает монголоидность погребенных и делает вывод "о наличии монгольского компонента в половецкой среде" [Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV-XIII века). Воронеж, 2003. С. 157, 158, 164]. Однако, она и ряд других исследователей считают, что в целом причерноморские кипчаки в антропологическом отношении практически не отличались от предшествующего кочевого населения Северного Причерноморья VIII - начала Х в., а значительная часть половцев характеризовалась вполне европеоидным обликом [Плетнева С. А. Половцы. Москва, 1990. С.36, 39-40; Герасимов М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. Москва, 1987 С. 219]. Украинский антрополог А.В. Шевченко отмечает, что в облике половцев своеобразно соединялись расовые признаки европеоидов и монголоидов, а именно: широкое уплощенное лицо и выразительный выступающий нос [Сегеда С. Етногенетичні процеси на території Русі-України (за даними антропології) // "Істину встановлює суд історії" Збірник на пошану Федора Павловича Шевченка Т. 2 Наукові студії с.75]. Исследователь Е.П. Алексеева обращает внимание на то, что европейские кипчакские каменные бабы имеют как монголоидные лица, так и европеоидные. Однако, по ее мнению, кипчаки, которые переселились в Грузию в первой половине XII в. имели преимущественно европеоидный облик, иначе грузинские источники отметили бы их монголоидность, как позже отмечали необычный вид монголов. [Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы - древний народ Кавказа. Москва, 1993. С.35-36]. Стало быть можно говорить о том, что кипчаки, как и булгары и хазары, были людьми европеоидного облика с заметной монголоидной примесью. Для нашей темы важно то, что кипчаки в бассейне Дона и Северского Донца со временем ассимилировали остатки алано-булгаро-хазарского населения. ( Плетнева С. А. Половцы. Москва, 1990г.,стр.38). А это значит, что история потомков аланов, булгар и хазар, среди которых были и предки адаевцев, развивалась после краха Хазарского каганата в государственном образовании кипчаков. Здесь стоит отметить, что, несмотря на все перипетии истории, племена аланов оставались проживать на своих исконных землях, входя в состав новых государственных образований, будь то Хазарский каганат или Западнокипчакское ханство. О вхождении аланов в состав кипчаков говорит и этнонимический материал. Так, например, аланское племя Бурджоглы/берсоглы (ср. берсил) считалось элитарным в западнокипчакском объединении племён, а в восточнокипчакском объединении одним из самых сильных и многочисленных считалось аланское племя аль-арс. В составе кипчаков были также следующие аланские племена: урусоба (ср. аланорс, аорс-название аланского племени), улаш/алаш, алтуноба (искажённый вариант названия скифского племени алазон/алзон/алдон), алак (вариант этнонима алан, т.к. для тюркских языков характерно чередование аффиксов н-к (ср. батан-батак, годен-годак, казан-казак и др.), казак (ср. каспи, каски-сарматские этнонимы). Дальнейшая история аланов связана с Улусом Джучи. В исторических источниках Улус Джучи более известен под названием Золотая Орда. Основу населения Улуса Джучи составляли местные, тюркоязычные племена бывшего кыпчакского объединения, в составе которого были и алано-асские племена. Согласно мусульманским источникам в Улус Джучи входило 62 рода или племени. Аланскими по происхождению среди них были следующие: алтын, ас, курдер/кердер ( кердери - вторичное название древних юэчжей-кидаритов. Самоназванием же юэчжей служило имя астохар. (Ю.А.Зуев)), буруджоглы(ср. берсил-бурджоглы-буруджоглы). Согласно данным антропологии состав населения Золотой Орды был дольно пёстрым, особенно большой пестротой отличалось население городов. Антропологи выделяют следующие расовые типы среди населения Золотой Орды:
1) монголоидный туранский тип, преобладающий в курганах Поволжья и, в небольшом проценте, примешанный к городскому населению. Тип явно пришлый из Азии;2) европеоидный брахикранный тип, преобладающий в курганах Букеевской степи и в населении городов. В небольшом проценте он встречается и в курганах Поволжья. Этот тип идентичен брахикранному сарматскому; 3) в составе населения городов возможно, хотя и не доказано, участие европеоидного длинноголового (средиземноморского?) типа. (Дебец Г.Ф.). Примечательно, что в курганах Букеевской степи преобладал европеоидный брахикранный тип, который идентичен брахикранному сарматскому. А как известно Букеевскую степь ( территория Волго-Уральского междуречья) населяли племена будущего Младшего жуза, среди которых были и адаи. Это лишний раз доказывает, что предки адаев относились к сармато-аланскому кругу племён. Это замечание относится и к другим казахским племенам Младшего жуза, которые в основном, как и адаи, имеют сармато-аланское происхождение. Сармато-аланский пласт сыграл основополагающую роль в формировании антропологического типа казахов Младшего жуза. Это подтверждается и данными антропологии казахов Западного Казахстана, которые в недалёком прошлом составляли Младший жуз. Вот что пишет по этому поводу казахский антрополог Исмагулов О.: « По сумме морфологических признаков и гене¬тических маркеров носители западной диалектной группы значительно разнятся от представителей других диалектных групп казахов. … Исследование с учетом этнографического комплекса показало, что различия между локальными коллективами невелики, лишь население западной зоны сравнительно выделяется из основного массива населе¬ния республики…
С точки зрения этноисторических комплексов рассматриваемая по¬пуляция обнаруживает отчетливые локальные различия. По величинам суммарных расстояний морфологических и изосерологических призна¬ков население западной части республики заметно отличается от насе¬ления остальной территории Казахстана…». Предельно ясно, что отличие западных казахов от других групп заключается в том, что формирование западных казахов происходило на базе древнего сармато-аланского этнического субстрата. Хотя сейчас у западных казахов монголоидные черты несколько преобладают над европеоидными, всё же по ряду признаков они тяготеют к западному антропологическому стволу. Чтобы не быть голословным приведу данные из работы Исмагулова 0., Сихимбаевой К.Б.: «ТАКСОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛ0ЖЕНИЕ СУБЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КАЗАХОВ СРЕДИ НЕКОТОРЫХ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ»: «Одонтологически основные различия между разными региональными поразделениями не велики, но вполне отчетливо выражены у насельников западной части республики. Они тяготеют в целом в сторону западной одонтологической ориентации».
Таким образом можно заключить, что в основе антропологического типа казахов-адаев лежит древний европеоидный тип сармато-аланских племён, который в процессе исторического развития впитывал в себя монголоидные компоненты, которые несли с собой т.н. восточнотюркские племена, начиная с гуннов и заканчивая монголо-татарами.

РОДОВАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ АДАЙ.
(Родовые названия (этнонимы) взяты автором из книги «Казак шежиреси».- А-А.,1994г.).


1. Анализ названий родовых отделений.


Согласно родовой структуре племя адай распадается то на 10, то на 8 родовых отделений. Вот какие сведения о родовой структуре адайцев приводит в своей работе «Из истории казахов Мангышлака в первой половине XIX века» М.Турсунова: «О внутренней жизни адаевцев, об их численности, местах расселе¬ния в более ранние времена сведений почти нет. Только в записках старшины Кобека Шукур-Алиулы и Г. Шахмуратова, составленных в 1803 г., имеются скупые данные о роде адай. В них сообщается, что ада¬евцы были одними из главных племен рода байулы Младшего жуза. Племя состояло из 12-ти отделений и насчитывало до 10 тысяч кибиток. Более достоверные сведения об адаях появляются в середине XIX в. По данным Оренбургской пограничной комиссии, в 1851 г. адаевцы делились на десять отделений, их насчитывалось около 14 тыс. кибиток. Эта цифра подтверждается и даННЫМИ 1870 Г. Фактически племя адаевцев состояло из 8-ми родов или отделений, два отделения — акпан и тазеке — из-за своей малочисленности не всегда учитывались. Отделения баимбет (или муал), тобыш, джименей, туркмен-адай, джаулы (нижние ада¬евцы) насчитывали более 11 тысяч кибиток. Наиболее многочисленными и богатыми были первые три отделения. Крыкмылтык, балыкшы, кунан-урус, акпан и тазеке (верхние адаевцы) насчитывали более 3,5 тысяч кибиток. Отделение (род) делилось на подотделения, последние — на поколения, а эти уже — на аулы». Стало быть, можно говорить о 10-ти родовых отделениях племени адай, вот они: баимбет (или муал), тобыш, джименей, туркмен-адай, джаулы, крыкмылтык, балыкшы, кунан-урус, акпан и тазеке. Хотя сами адаевцы считали себя потомками Адая, сына Кадырходжи Лакбыбая в 18 ко¬лене, и назывались «сегиз арыс адай» или «сегиз арыс адай рулары» (Бекжанов Современное положение казахов. «Айкап», 1911, № 3, стр. 10). Арыс—буквально ог¬лобля, в переносном смысле — род. «Сегиз арыс адай рулары» можно перевести как « восемь родов/родовых отделений племени адай».
Согласно же казахским генеалогическим преданиям (шежере) адаи входят в состав поколения байулы Младшего жуза. В свою очередь племя адай подразделяется на два крупных отдела: келимберды и кудайке. Келимберды включает в себя шесть родовых отделений: акбан, кунанорыс, бузау, балыкшы, тобыш и мугал. Кудайке распадается на родовых отделения: тажике и косай.
По одному из преданий, первая семья Кудайке утонула при переправе через Сыр-Дарью. Кудайке женился на туркменке, от которой родились Тажеке и Косай. Дети Косая стали называться туркмен-адаями.
Давайте разберём вышеприведённые этнические имена:
Келимберды – родоначальник родовых групп баимбет (или муал/мугал), тобыш, джименей (бузау), джаулы, крыкмылтык, балыкшы, кунан-урус, акпан. Происхождение данного этнонима очень интересно. Вот что пишет об этом слове казахский учёный С.Кондыбай: «Калин, Келин.
Древнеказахский мифологический персонаж, реконструируемый на основе лингвистического материала: отдельных слов, как келiншек - невеста, молодая замужняя женщина, келiн - невестка, калындык - невеста, просватанная девушка, калынмал,калын ~ калым, плата за невесту, калжа - пища для роженицы, а также старогенеалогических имен предков Келинберди - "Келин дал", Келимбет - "последователь Келина".
В одном из вариантов казахской родословной, предками казахов считались три брата, имеющие сходные имена: Аккелимбет - родоначальник Старшего жуза, Сарыкелимбет - Среднего жуза, Каракелимбет - Младшего жуза. Слово "келимбет" (келинбет) буквально переводится как "последователь невесты", ("невеста" (келин) "последователь" (умбет)). Такой перевод нам кажется нелепым, абсурдным, потому что арабское слово "уммат" (казахск. умбет) означает "последователь какого-либо учения, религиозного течения, а также пророк или божество". Например, казахи говорят: "Алланын кулыу Мухамбеттин yмбетi - "Раб божий, последователь пророка Мухаммеда". По образцу этого словосочетания, Келимбет означает "последователь бога или пророка Келина".
Такой же нелепый смысл можно увидеть в имени другого генеалогического предка Келинберди (букв.: "данный, дарованный Келином"), так как в казахской антропонимической традиции форманты «берди» и «берген» (дал, дарил - данный, даренный), а также "умбет" сочетаются обычно со словами религиозно-мифологического, социально-идеологического характера, например, Танир (Тенгри), Кудай (Бог), Алла (Аллах), Hyp (свет), бек (дворянин) — Танирберген, Кудайберген, Алдаберген, Нурберген, Бекберген и т.д., с ярко выраженным мифологическим значением, например, Сыр, сура, Тур, тура, Орман, варман, Ырыс (обилие, благодать) -Сырымбет, Турымбет, Орманбет, Рысымбет и т.д. Поэтому такие, на первый взгляд казалось бы несуразные по смыслу словосочетания вроде Келимбет, Келинберди с точки зрения мифического сознания, не случайны и не ошибочны, и должны объясняться по-другому.
Реконструируемый Калин или Келин — древнетюркское, прототюркское божество, "курирующее дела" женщин, невест, рожениц и новорожденных, а также домашнего очага, своеобразная параллель другого божества подобного "профиля" — Умай (греческая параллель — Гестия, богиня огня и домашнего очага). Вероятно, его, на ранних стадиях считавшегося божеством-женщиной, в дальнейшем стали воспринимать как мужчину-божество. Генеалогические имена Келимбет и Келинберди - подтверждение этому. Имя мифического Калин-царя, "поганого кочевника" сохранилось и в древнерусской былине "Илья Муромец", повествующей о том, как русский богатырь победил некоего Калин-царя. К этому же списку относится Калипан-аулие (Калин-арбат) вблизи г.Актау на берегу Каспийского моря.
Калин-женщина как женское божество была богиней домашнего очага, а также, подобно греческой Гестии, покровительницей неугасимого огня — начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Поэтому каждую воспитанную дочь, готовую к замужеству, считали не только дочерью конкретных родителей, но и матери-Калин, и мужчина платил за воспитание прежде всего не родителям невесты, а богине Калин. С изменением мифологических представлений имя богини (или бога) стало нарицательным именем всех невест (келiн, келнiшек, калындык), а также названием натуральной платы за них — калыма.
Этимология слова "Калин" восходит к праформе *Ка1-(al-), значение которой, по-видимому, связано с огнем и водной стихией».
Кудайке – имя родоначальник родовых групп тазеке и косай. Видимо в основе данного этнонима лежит слово кудай «бог, божество».
Акбан/акпан—название родового отделения племени адай, а также род племён тама, шомекей, шекти. Видимо, антропоэтноним. По С.Г.Агаджанову, во времена Ахмеда Ясави (12в.) в Туркестане жили два крупных огузо-туркменских племени—акманы (акпаны) и караманы, родоначальниками которых, по легенде, были абдальские предводители, братья Акман и Караман. (Агаджанов С.Г.). Мангышлакский учёный С.Кондыбай предполагал, что среди печенегов существовало племя ман. Следовательно акман/акбан—одно из подразделений этого племени. Закиев М.З. утверждает, что ман/бан/мен/бен—это первичный тюркский этноним, который употреблялся у древних тюрков с определяющими словами: караман «чёрные, тёмные мены/маны» (Закиев М.З.). Стало быть акман/акбан «белые, светлые мены/манны». (сравни: ку-ман «светлые мены/маны»). Исходя из этого можно предположить, что акман—это калька, параллельное название этнонима куман. Этноним акман/акбан также встречается в родовом составе казахского племени сиргели, служит названием родового отделения туркменского племени салыр.

Балыкшы—название родового отделения племени адай. 1)От др.-тюрк. балык «город», шы- аффикс принадлежности, т.е. балыкшы- букв. «городские жители». 2)От балк (болаг, болг) «источник, река», шы- аффикс, т.е. балыкшы «речные люди». (сравни: болг+ар, балк+ар).

Бузау—название родового отделения племени адай, второе название джименей. Бузау – досл. «теленок». Видимо этноним тотемного происхождения.
Джаулы/ жаулы—название родового отделения племени адай. Жаулы- усечённая форма огузкого этнонима джаулдур.

Джименей/ Жеменей—название родового отделения племени адай. Этимологически этноним восходит к названию огузкого племени джебни/джебний. (чередование согласных звуков м/б характерно для фонетики тюркских языков: мен- бен, мурун- бурун и др.). Трансформация этнонима джебни в жеменей представляется следующим образом: джебни >жебни >жемни> жемений> жеменей.

Косай—название родового отделения племени адай, второе название туркмен-адай. Досл. «пара лун». Предпочтительней в данном этнониме видеть фонетический вариант слова косак/касак/казак, т.к. чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.). М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки».

Кунанорыс—название родового отделения племени адай. Этноним состоит из двух частей: кун+ан «куны/гунны» или от др.-тюрк. кун «народ»+аффикс собирательности –ан-; орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс. Стало быть кунанорыс- букв. «гунны и асы» или «народ асов». Сравни усунь > ас+сюн/гунн.

Крыкмылтык – название родового отделения племени адай. Досл. «сорок ружей». Вероятна связь с этнонимом кырык—средневековое огузско-туркменское племя.

Мунал/мугал—название родового отделения племени адай(параллельное название байимбет). Мугал- досл. «монгол». В 40-х годах 14в., после разделения Чагатаева улуса, на территории Семиречья, Восточного Туркестана и Шашской области образовалось государство Могулистан. (Бардольд В.В.). Этноним мугал/могол в Семиречье принесли монголы, выделенные в улус Чагатаю и Угедею. Однако их было немного и они быстро ассимилировались тюркоязычными племенами края (Юдин В.П.), называвшимися также общим именем могол/мугал. После распада Могулистана, его население вошло в состав многих народов, в том числе и казахов.

Тазеке/тажике— название родового отделения племени адай. Тяджик — название народа. Этимологически термин тяжик может восходить: 1) к арабскому этнониму тай(перс, тази) 'араб', 'мусульманин' и уменьшительному аффиксу –джик//-чек ' [Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 196)]; 2) к этнониму тат +аффикс -чик (Люшкевич). На орхонских надписях VIII в. тат 'подданные иностранного происхождения', т. е. ираноязычное население, завоеванное тюрками. У М. Кашгари тат 'ираноязычное
население' (то же у Абулии). В дальнейшем этнографический термин тат
сохранил в Средней Азии главным образом более широкое значение, прилагаясь к любому оседлому населению вообще, к хивинцам, хорезмийским и бухарским узбекам в частности. (Люшкевич, 1971, с. 25—32.).

Тобыш – название родового отделения племени адай. Видимо, от этнонимического термина топ 'группа, сбор, куча' или топа (туба, тene)
'род, племя' ; -ыш — показатель множественности—собирательности в древнетюркских языках. Закиев М.З. касаясь вопроса происхождения алан-асов отмечал, что фонетическим вариантом этнонима ас/аз является этноним уд~уз. Далее он замечает: «Общеизвестны фонетические варианты этнонима уз: уд, ус, ос, йос, яс, аш, иш и т.д.». Стало быть этноним тобыш/тобиш можно прочесть, как тоб/топ+ыш> иш> ис> ас—букв. «род, племя ас».

Турикпен-адай—название родового отделения племени адай. Турикпен/туркмен—досл. «народ тюрков». Этноним турикпен/туркмен согласно историческим источникам закрепился за группой огузских и части карлукских племён. М.Кашгарский писал: «Огуз- одно из тюркских племён (кабиле), они же туркмены».

Анализ названий родовых отделений племени адай сигнализирует о следующем:
1. Формирование племени адай началось в сармато-массагетской среде, о чём явно говорят следующие названия родовых отделений: косай/косак (чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)) – досл. «светлые саки»; кунанорыс – досл. «народ асов»; тобыш/тобас – досл. «род, племя ас».

2. Большое влияние на формирование адаевского племени оказал огузский период их истории. Так названия родовых отделений: джименей, джаулы, кырыкмылтык, туркменадай представляют собой фонетические варианты названий следующих огузских племён: джебни, джаулдур, кырык, туркмен. Здесь уместно будет заметить, что формирование огузского этноса происходило на базе слияния местных сармато-массагетских племен Арало-Каспийского региона с восточно-тюркскими племенами. Есть так же мнение, что сам по себе этноним огуз читается как ак-уз ‘белые, благородные узы/азы’. ( Закиев М.З.). Стало быть, можно говорить о том, что история большинства сармато-массагетских племён развивалась в IX-XI вв. в огузской этнической среде. В подтверждение своих слов приведу названия огузких племён с явными алано-асскими корнями: язгыр – огузские племена у М.Кашгарлы, тюгер/тогар– огузские племена у М.Кашгарлы (ср. астохар-общее название юэчжийских племён (Зуев Ю.А.), принявших участие в этногенезе аланов; юэчжи признаются в науке крайней восточной ветвью массагетов (Толстов С.П.)), ула-йондулуг/ала-йонтли (искажённая форма скифского этнонима алазон). Здесь важно также отметить, что в эпосе «Огуз-нама» Рашид-ад-Дина упоминается некий Алан из племени языр, а также Улаш/Алаш/Ал-ас из племени салыр.

3. Вероятнее всего, что название родового отделения акпан связано с кипчаками, среди которых выделялись куманы. Семантика слов акпан и куман совершенно тождественна - «светлые мены/маны».

4. Название родового отделения мунал/мугал возникло в монгольский период истории племени адай.

2. Краткий анализ родовых имён племени адай.
Родовая структура племени адай довольно разветвлённая и состоит из огромного числа этнических наименований. Перечисление их заняло много времени и страниц, поэтому в этой работе мы ограничимся лишь теми родовыми именами, которые несут в себе важную этническую информацию.

Алдеке—название рода отделения кунанорыс. Этноним состоит из двух частей: ал и деке. Компонент ал имеет следующие значения: ал- «изначальный, огненно-красный и берущий» (С.Кондыбай); от ал~ала «огромный, большой» (Т.Жанузаков). Компонент деке можно возвести: а) к наименованию древних дахов (даха >дехе> деке); б) деке- фонетический вариант названия туркменского племени теке.
Ален—название рода отделения тобыш. Ален- фонетический вариант этнонима алан.
Арык—название рода отделения косай. Видимо, в основе этнонима лежит название древнего племени ариев: ары/ари(й); к- аффикс мн.ч. Согласно историческим данным, среди средневековых уйгуров было племя арик. (Г.Е.Грумм-Гржимайло). Слово арык имеет следующие значения: «чистый, несмешанный»(род); арык/аррык «тощий».
Асабай—название рода отделения косай. Досл. «асский бай».
Асан—название рода отделения косай. Этимологически слово восходит к этнониму ас, вторая часть ан—словообразующий аффикс, т.е. асан—букв. «асы».

Байбакты—название рода отделения косай. Байбакты служит также названием племени объединения байулы. На основании сопоставления этнонимики и начертания тамг Востров В.В. и Муканов М.С. считают, что байбакты, с родственными им родами берш и тама, являются прямыми потомками средневековых кыпчаков (половцев). В этой связи обращает на себя родовое подразделения байбакты – токсоба. По сообщениям Бейбарса и Ибн-Халдуна, а также древнерусских летописей, род токсоба значится первым в племенном составе древних кыпчаков. Сравните, в составе каракалпакского народа есть племя кипчак, боевым ураном –кличем которого является «Токсоба». Такой же уран имеется у башкирских кипчаков. Аланские корни байбактинцев (досл. «род, племя Бай» или «богатый, знатный род») выступают в имени генеалогического родональника этого рода—Аскар(аск(и)+ар «асские мужи, люди»). Существует также мнение, что племя байбакты возникло в результате дробления племени берш, в родовой структуре которого есть название родового отделения идентичное названию племени байбакты. Если это так, то это будет ещё одним веским доказательством в пользу аланского происхождения байбактинцев, т.к. казахи-берши, согласно историческим источникам, имеют аланское происхождение.

Байулы—название рода отделения косай. Этноним байулы является также названием родоплеменной группы в составе алшынского союза племён. Согласно историческим источникам этноним байулы связан с названием телеского племени баегу/байгу/багу/байырку. С.Аманжолов связывал этноним байулы с др.-тюрк. племенем бекулы/бекин, которые в связи с усилением киданей, ещё до возвышения монголов , ушли на запад. С тех пор кипчаки называли их несколько иначе, т.е. байулинцами.(Аманжолов С.). Родоплеменная группа байулы имеет параллельное название кыдырбай, которое некоторыми исследователями связывается с названием булгаро-хазарского рода Кыдыр/кудургур.(Кондыбай С. и др.).Булгары же и хазары как известно включили в свой состав многие аланские племена. Примечательно, что до недавнего времени главным байулинцевым родом считался род адай.

Барак—название рода отделения косай. Этноним имеет древнее происхождение и связан с древнетюркским словом барак в значении «собака». Данное предположение подтверждается тем, что, во-первых, Рашид-ад-Дин употребил этноним в форме ит-барак, оба компонента
которого означают «собака»; во-вторых, собака как тотем почиталась
тюркскими народами и отражалась в этнонимии (ср. Ганжык, Копек). Этноним барак встречается у многих тюркоязычных народов: киргизов,
кочевых узбеков конгратов, катаганов, кипчаков, у туркмен Турции,
Сирии и Ирака [Абрамзон, 1971, с. 49; Султанов, 1982, с. 8; Кармышева, 1976, с. 90, 105; Гаджаров]. По В. В. Радлову, словом барак в некоторых
тюркских языках обозначаются животные с длинной, густой и курчавой
шерстью [Радлов.—Т. 4. ].
Борли—название рода отделения косай. Возможно борли- фонетический вариант названия элитарного племени средневековых кипчаков- борили или ельборили «племя, имеющее тотемом волка».
Есиркеп—название рода отделения косай. Есир-досл, 'пленник, невольник'.
Г. И. Карпов отождествляет этноним с языр (Карпов, 1942, с. 253.). Этноним же языр читается, как «асы».

Ескара—название рода отделения косай. Видимо, фонетический вариант этнонима аскара- досл. «народ асов». (ср.: тюрк кара будун «народ тюрков»).

Жайык—название рода отделения тобыш. Жайык- казахское название реки Урал. Топоэтноним. Существует мнение, что древним названием реки Жайык было Дайык- букв. «дайская река», «река даев», т.е. река получила своё название от народа, который долгое время проживал возле неё.
Кадыр— название рода отделения косай.. Этимологически этноним восходит к названию элитарного хазарского рода хадир/кадыр. (Баскаков Н.А.).

Кадыркул—название рода отделения тобыш. Досл. «раб Кадыра». Не исключена связь этнонима кадыркул с булгаро-хазарскими этнонимами кадыр (см. выше) и кул (ср. булгарский этноним кулас > кул+ас).

Калпак—название рода отделения балыкшы. Калпак- усечённая форма этнонима каракалпак.

Каракесек—название рода отделения косай. Слово каракесек служит также названием племени объединения алимулы. Каракесек—это фонетический вариант этнонима каракасак, где кара передаёт значение «простой народ» (сравни: тюрк кара камаг бодун «тюркский родоплеменной союз» и игиль кара бодун «простой народ»); касак—название тюркского племени, досл. « светлые саки», от кыусак>касак>казак, где кыу «светлый», сак-название др.-тюрк. народа. (Закиев М.З.). Наиболее близким каракесекам-алимулы является крупнейшее племя Среднего жуза аргын, в составе которого имеется подразделение каракесек (свыше 20 % от общей численности аргынов в начале XX в.), происхождение которых связывается со «страной Аргу» в бассейне реки Талас. В период монгольского завоевания территории Аргу (1218-1219 г.г.) часть ее населения ушла на север и запад, возможно именно тогда каракесеки разделились на две части.( Востров В.В. и Муканов М.С). Байрамкулов А.М. в своей монографии «К ИСТОРИИ АЛАНСКОЙ ОНОМАСТИКИ И ТОПОНИМИКИ» упоминает названия аланских городов Касек и Касак, которые располагались на берегу Чёрного моря.( Байрамкулов А.М.). Эти названия городов созвучны с второй частью этнонима кара+кесек.

Кармыс—название рода отделения балыкшы. Досл. «смесь, смешанный, когламерат». Есть мнение, что род кармыс имеет дештикипчакское происхождение. (Шаниязов К.Ш., Кармышева Б.Х.).

Караш—название рода отделения тобыш. Этноним состоит из двух частей: слово кара передаёт значение «простой народ» (сравни: тюрк кара камаг бодун «тюркский родоплеменной союз» и игиль кара бодун «простой народ») или кара в значении «запад» или «север»; второй компонент аш/ас—название аланского племени, т.е. караш>кара+ас букв. означает «народ асов» или «северные (западные) асы».

Каспакбай—название рода отделения кунанорыс. Этноним состоит из трёх частей: кас, пак и бай. Первый компонент кас- сарматский этноним (ср.: каспии, каски,касак).Второй компонент пак/бак имеет значение «род, племя».(С.Атаниязов). Третий же компонент бай имеет два значения: бай/бой «род, племя» (Баскаков Н.А.); бай- досл. «богач, хозяин». Стало быть этноним каспакбай можно прочесть двояко, а именно, как «род касов» или как «касский бай».

Кедей—название рода отделения жеменей. Досл. «бедняк, бедный». Этимологически слово кедей восходит к древнему слову ката~катай со значением « деревня, город, крепость, поселение», в перен. смысле «род, племя». Данное слово было широко распространенно среди печенегов, которые использовали его для названия крепостей: Тун-катай, Карак-катай, Салма-катай, Сака-катай и др. Исходя из всего этого можно предположить, что этноним кедей имеет печенежское происхождение. Башкирский этнограф Р.Г.Кузеев так же связывал этноним кедей~кудей с печенежской средой.

Козбак—название рода отделения тобыш. Этноним состоит из двух частей: коз/каз – название сарматского племени; бак – досл. «род». Стало быть козбак – букв. « род казов; казы/касы». Ср.: козак/казак – досл. «казы/касы».

Коныр—название рода отделения косай. Коныр- фонетический вариант этнонима кангар/кунгур.

Косак—название рода отделения тобыш. Косак- фонетический вариант этнонима касак. М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки».

Орыс—название рода отделения тазеке. Значение этнонима можно объяснить двояко: 1. От имени родоначальника. Возможна связь и с именем золотоордынского хана Уруса, правившего в 1361—1375 гг. (Босворт, с. 204). 2. От тюркского названия русского народа орус 'русский'. Возможно, в прошлом какая-то часть русских жила среди казахов. Возможно также, что орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс.

Сары—название рода отделений косай и жеменей. Сары (досл, 'желтый, рыжий') — название древнетюркского племени. К. Шаниязов пишет следующее об этнониме сары: «Бытование термина сары(к) у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века сары(к) было, видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени или племенного объединения» [Шаниязов, 1974, с. 35]. Действительно, этноним сары (сарык) широко распространен среди тюркоязычных народов: тувинцев, казахов, каракалпаков, киргизов, хакасов, уйгуров, узбеков племени конграт и кипчак (Кузеев, 1974, с. 231). В XI в. к востоку от среднего течения Сыр-дарьи жило кыпчакское племя сары, люди которого были рыжеволосы и голубоглазы, и поэтому получили свое этническое имя [Агаджанов, 1969, с. 157—158]. В. В. Бартольд указывает, что в средние века народ каи напал на страну Сары, вытеснив ее жителей в страну туркмен и сопоставляет народ (племенной союз) сары/са рыг с половцами [Бартольд. — Т. 5.— С. 395—396)]. Р. Г. Кузеев также идентифицирует сары(к) с этнонимом кыпчак, имеющим аналогичное значение: «светло-желтый» [Кузеев, 1974, с. 231)]. Д. Е. Еремеев разделяет этноним сарык на две части: сары-к, где-к является имяобразующим аффиксом, как и в словах куму к, казак, кыпчак, кайыг, кынык, кырык, барак и переводит сарык как 'желтый, белый, бледный, светло-рыжий, белокурый' [Еремеев, 1970, с. 135—136]. Еремеев и К. Шаниязов полагают, что этноним половец в русском языке является калькой этнонима сары/сарык(указанные работы).

Султан – название рода отделения жеменей. В истории известно средневековое огузско-туркменское племя солтанлы, откочевавшее в XI в. с берегов Сырдарьи на Балханы [Агаджанов, 1969, с. 245].

Тас—название рода отделения тазеке. Байрамкулов А.М. в своей монографии «К ИСТОРИИ АЛАНСКОЙ ОНОМАСТИКИ И ТОПОНИМИКИ» упоминает название аланского племени тас, которое фиксируется в персидском источнике 10 века. В нём говорится, что Кинтал, «шах Руссов», написал Бертасам и Эртасам и в Аланию к Тасам. (Байрамкулов А.М.).

Тяжик/таджик—название рода отделения косай. Тяджик — название народа. Этимологически термин тяжик может восходить: 1) к арабскому этнониму тай(перс, тази) 'араб', 'мусульманин' и уменьшительному аффиксу –джик//-чек ' [Бартольд. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 196)]; 2) к этнониму тат +аффикс -чик (Люшкевич).

Текей— название рода отделений косай, тобыш, мунал. От теке +аффикс –й. ТЕКЕ — одно из крупных туркменских племён. Теке 'козел'. Этноним тотемного происхождения. По Абулгази, Теке — имя родоначальника. Он пишет: «В салорском иле был человек (по имени) Той-Тутмас. Или ( народы-Н.А.) Теке и Сарык—его потомки» (Кононов. Родословная, с. 74). По Г. И. Карпову, название возникло в XVI в., а по преданиям, в XI—XII вв. [Карпов, 1942, с. 23, 29]. Последняя дата ближе к истине, ибо часть этого племени была переселена в Анатолию из Хорезма и Серахса в начале XIII в. [Еремеев, 1971, с. 89], а по другой версии, в XI—XII вв. [Советская этнография, 1935, № 6). В пользу данного предположения можно привести еще факты о том, что этноним таке, теке встречается и у киргизов [Асанбаев, с. 159, 180.], и в топонимии Казахстана. Туркменский ученый-литературовед А. Бекмурадов связывает этноним теке с хуннским племенем туке (тукю?). В подтверждение он ссылается на аналогичность военно- административной организации древних хуннов -и туркмен-теке [Яш коммунист, 1985, 20 июля.]. С.П.Толстов в этнониме теке видел деривату этнонима даха.

Турке— название рода отделения косай. Досл. «тюрки». Согласно списку еврейского историка Иосиппона род турки входил в состав хазарского союза племён. В др.-русских летописях торки (турки)- одно из названий огузского племени, древних узов- чёрных клобуков русских летописей. (Баскаков Н.А.).

Туркибай— название рода отделения косай. Досл. «тюркский бай».

Шакаман— название рода отделения косай. Этноним состоит из двух частей: шака- вариант слова сака/сак, ман -досл. «народ». Стало быть шакаман – букв. «народ, род саков».

Шегем — название рода отделения тобыш. Видимо, в основе этнонима лежит этническое имя древних саков ( варианты: шак, шек), оформленный аффиксом мн.ч. –ем-. Стало быть шегем – досл. «саки». Интересный факт среди балкарцев существует крупная родовая община чегемли, также в Балкарии есть горное ущелье под названием Чегем.

Шортан— название рода отделения жеменей. Досл. «щука». Среди средневековых кыпчаков существовал род шортан. (История Казахстана.Т.1.- А-А.,1996г.).

Этимологический анализ этнонимов показал следующее:

1. Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы),арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки).
2. В тюркский период истории (VI-XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена: байулы (теле),борли (кыпчаки),кадыр (хазары),калпак(печенеги), кедей (печенеги), коныр (кангары),сары (кыпчаки),султан(огузы),текей (огузы),турке (хазары, огузы), шортан (кыпчаки).

3. В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа.

***


Таким образом, можно заключить, что история адаевского племени тесно связана с историей аланского этноса, который занимал земли от Приаралья до Причерноморья. Аланский этнос в процессе своей истории распался на две части, причём большая часть влилась в состав тюркских народов, таких как хазары и булгары, меньшая часть удалилась на земли Северного Кавказа, оказав существенное влияние на этногенез многих северокавказских народов, особенно, на этногенез балкарцев, карачаевцев и осетин. Хазарские и булгарские аланы в дальнейшем оказали сильное влияние на формирование будущих казахов Младшего жуза и казанских татар. Аланы, являясь основным населением Хазарского каганата, сохранили свою целостность. После краха Хазарского государства, аланы как довольно компактная единица влились в состав западнокыпчакского объединения. Приход татаро-монголов не внёс существенных изменений в этнополитическую карту прежнего Дешти-Кыпчака, т.к. основным населением Золотой Орды были племена кыпчакского объединения. Когда же распалась Золотая Орда хазарские аланы вошли в состав Ногайской Орды, по-прежнему сохраняя свою целостность. В связи с внутренними противоречиями в Ногайской Орде, она распадается на несколько частей. Хазарские аланы в лице алшынской родоплеменной группы вливаются в состав Казахского ханства, образуя внутри его, родоплеменной союз под названием Младший жуз, который генерально именовался именем – Алшын.

В заключении хотелось бы заметить, что адаи, несмотря на все перипетии исторического развития, сохранили в своей родовой структуре память о своих далёких предках, которые относились к аланскому кругу племён. Cообщение Якоба Рейнеггса-путешественника 18в., о том, что в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы, неопровержимо свидетельствует нам об аланской основе казахов-адаев (этей/эдек - это фонетические варианты этнического имени адай). Сохранили адайцы в родовой структуре и сам этноним алан в форме ален ( адай> тобыш> бегей> кадыркул> косак> косаяк >ален ). Имя аланов отложилось и в родовом кличе (уране) казахов-адайцев в форме – Тегелен> Дехелен> Дах+алан. В процессе своего исторического развития адаи входили в состав следующих государств: Дахское объединение племён, Аланское государство, Империя Гунну, Хазарский каганат, Огузское ябгу, Западнокыпчакское ханство, Золотая Орда, Ногайская Орда, Казахское ханство. Вхождение в состав вышеперечисленных государств не прошло бесследно для племени адай. Адайцы в известной степени смешивались с гуннами, хазарами, огузами, кыпчаками, монголами, что, в конечном счёте, и привело к образованию современных адайцев. Но основным этническим субстратом, на котором происходило формирование адаевского племени, был аланский, который впитывал в себя новые этнические компоненты в лице гуннов, хазар, огузов, кыпчаков и монголов. И это в принципе естественно, ведь аланы были местным, аборигенным населением Западного Казахстана и Волго-Донского междуречья, в отличие от гуннов, хазар, огузов, кыпчаков и монголов, которые в основе своей были пришельцами, и относились, исключая монголов, к хунно-телескому кругу племён. Попадая в чуждую этническую среду, пришельцы, как правило, подпадают под процесс ассимиляции их местным населением, которое всегда численно преобладает над пришельцами. В результате пришельцы растворяются в местной этнической среде, передавая местному населению что-то и от себя: новые этнические имена, иногда язык, достижения культуры, военные достижения, кое-какие физические признаки и многое-многое другое. Именно, таким образом образовались гунны, булгары, хазары, огузы, кыпчаки. Только этим можно объяснить появление, например среди булгар и хазар, племен с заведомо аланскими корнями: берсил (от названия страны алан Берсилия), кулас ( «подчинённое племя асов»), абдал (эфталиты), аваз/абаз (ср. абаз-апасии-апасиаки-массагетское племя), авар (смешанное сармато-угорское племя), аликанус (аланское племя по Баскакову Н.А.), эсегел/асигел (досл. «народ аланов-асов»). Физический облик булгар и хазар характеризовался в основном, как европеоидный с заметной монголоидной примесью, причём европеоидный компонент в составе булгар и хазар относился к местному сармато-аланскому населению. Другими словами, сармато-аланские племена, вливаясь в состав булгар и хазар, принимали общий политоним булгар или хазар, сохраняя собственные этнические имена для внутреннего употребления. Поэтому в исторических хрониках мы не встречаем имён сармато-аланских племён, т.к. они скрыты под общим именем господствующего племени, в данном случае под именами булгар и хазар. Но стоит только познакомиться с родоплеменным составом булгар и хазар поближе, как сразу всплывают племенные названия сармато-аланских племён. То же самое можно сказать и о огузах с кыпчаками, и даже о племенном составе Золотой Орды. Последним, на данный момент, политическим образованием, куда вошли потомки хазарских алан, является республика Казахстан. Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай, жаппас ( аппас/апасии/апасиак), берш (берс+ил), тана ( аланы-танаиты), маскар (массак(ет)+ар), алтын ( скифы-алазоны), алаша ( ал+аса), таз ( аланы-тасы), алим ( алан), карасакал ( кара+сак(ал)), каракесек (кара+касак), шекты (сак+ты), кердери (юэчжи-кидариты) и др.

Нурумбаев А.А.
18.07.2010.


*************************************************************************************************************
Продажа керамической плитки
*************************************************************************************************************
учитывая несоблюдение согласованных условий претензия по договору. носит только рекомендательный характер


Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 41662
Рейтинг:
  • 5

Реклама от партнеров: